В.В. Петухов. Человек как субъект познания (часть 3): Psychology OnLine.Net

В.В. Петухов. Человек как субъект познания (часть 3)

В.В. Петухов. Человек как субъект познания (часть 3)
Добавлено
13.04.2006 (Правка )

"........"

Слово в психологии любовь. Память, вот начинаем с памяти, так. Он память рассматривает прежде всего. Память изложена очень хорошо. Итак, определяем память. Вы знаете, вот здесь, мне кажется, имеет смысл идти по ключевым словам. Память - это процесс, процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память - это процесс запечатления, сохранения воспроизведения прошлого опыта. Три ключевых слова: запечатлел, сохранил, воспроизвел. Маленькое примечание. Вот, может быть, кто-то напишет реферат, например, "Процессы... Так, "Виды и процессы памяти". Вполне удобная, хорошая тема для реферата. И как писать такой реферат? Я буду говорить и о памяти, и одновременно вот о наших делах чисто таких служебных. Надо взять по крайней мере два источника. Вот оказалось в библиотеке два любых учебника по психологии. Совместить определения и смотреть, какие виды, какие там процессы изучаются и давать примеры исследования. Примерный объем реферата - 10-12 машинописных страниц. Едва ли нужно больше. Это некая вот... Не надо воды. Просто вот рабочее высказывание на интересующую вас тему. И тогда, если вы этим заинтересуетесь, вы, например, что можете узнать? Вы вот эти три группы. То есть нет. Так, простите. Эти три слова у вас превратятся в группы процессов памяти. Запечатление, извините меня, запечатлел - это память восприятия. Это когда на сетчатке глаза на доли секунды остается след. Знаете, как на экране телевизора остается след, когда его гасишь в полной темноте особенно, да. Послеобраз. В когнитивной психологии такой послеобраз именуют сенсорный регистр. Простите, это только один из видов памяти, крайне трудно исследуемый. А начинали когда-то исследовать память... Я не буду здесь ничего приписывать. Просто буду пояснять. Например, заучивание - это тоже процесс, на котором изучали память. Заучивание. Первый исследователь памяти Герман Эльфенгауз... Вы совершенно правы. Психология поистине немецкое изобретение. У нас будущий психолог, это абсолютно точно. Эльфенгауз. Так он хотел исследовать чистую память. Психологи-классики любили исследовать все чистое: чистое ощущение, чистое мышление, чистую память. И что он сделал? Он изобрел материал, материал сегодня называют СГС - согласная - гласная - согласная. Трехбуквенный слог, согласная - гласная - согласная, не имеющий смысла. "Кат" можно сказать, а "кот" нельзя. И вот такие бессмысленные слоги он по метроном запоминал, заучивал. Заучивание списка. Или, например, двигательная память. Почему обязательно мы говорим лишь о памяти речевой. Бывает память образная, бывает память эмоциональная, бывает, наконец, самая элементарная память - двигательная. Формирование навыка - это тоже форма памяти. Научение - это ведь по сути дела изучение памяти. Затем, посмотрите, перешли к сохранению. Рядом с сохранением обязательно возникнет словечко "забывание". Дельная проблема, прекрасный реферат. Исследование забывания в психологии. Осилишь. Фрейд скажет: "Забыл, потому что не захотел помнить." Левин скажет: "Не забыл, потому что не завершил действие." Был красивый эксперимент ученицы Курта Левина Люмы Вульфовны Зейгарник, когда она ... Кстати, Люма Вульфовна чудом оказалась не в Америке. Из фашисткой Германии она приехала в Советский Союз. И стала здесь у нас основателем парапсихологии. И ее дипломная работа принесла ей мировую славу. А какая дипломная работа была? В течение получаса испытуемый решает простейшие задачки. Это даже задачками не назовешь. Не знаю там... что-нибудь нарисовать, что-нибудь слепить, спички переложить с места на место. Там из одной фигуры другую сделать. Таких заданий за полчаса порядка двадцати. Мелкие задания. И какие-то задания она успешно. Трудно сказать. Она их в момент, когда .... Вот не успешно, а когда, скажем, испытуемый .... Вот в такой, в самый интересный момент. Испытуемый что-то лепил и понял, что у него уже получается именно собачка, какую ему надо слепить, а, скажем, не кошечка. И в этот момент его прервали. "Ну, все понятно уже, идите дальше." И так, в результате, оказались какие-то действия прерванными, а какие-то нет. Какие лучше запомнились? Конечно, прерванные. Причем запомнились непроизвольно. А другие забылись. Вот вам еще одно... одна теория забывания. Вообще есть смелая гипотеза. Но это уже для любителей экзотики. Есть гипотеза о том, что человек помнит все. Но он не может что? Но он не может извлечь. И мы переходим к воспроизведению.

Вот воспроизведение будет самая большая группа процессов. Как? Вот вы хотите проверить: человек помнит или нет. Вы даете список слов. Чтобы воспроизвести список слов по порядку, ну, скажем, 20 слов, их надо долго заучивать. А если, скажем, вы дали 20 слов один раз, то какой метод воспроизведения для вас возможен? Не по порядку, явно. По порядку ничего не получится. Сразу выпалят, что в конце, что в начале и чуть-чуть из серединки. Фактор края. Свободное припоминание вы применили. Можно применять узнавание. Положим, ваш испытуемый ни одного слова не помнит. Вы ему дали предъявляемые слова среди других. Эти были раньше или нет? Какие-то он узнает. И самый тонкий метод воспроизведения. Ваш испытуемый вообще ничего не узнаёт. Повторное заучивание. Если он повторно заучит тот же ряд, потребуется меньше времени, чем в первый раз. Вот видите, как много форм у процессов памяти.

Внимание. Процесс, который нас интересует, - это внимание. Память, внимание, воображение. Внимание - это процесс отбора. Сегодня этот процесс называют когнитивные психологи "селекция". Процесс отбора. В скобочках: селекции материала. И сосредоточения на нем. Процесс отбора. В скобках: селекции материала. И сосредоточения на нем. Вы знаете, о внимании мы все-таки говорили достаточно. У Вундта внимание - это центр сознания. У Джемса внимание - это направленность потока сознания. И вы знаете, пожалуй, и к памяти, и к вниманию можно применить вот такие различения. Обратите внимание. Пусть давайте говорить только о внимании. Внимание бывает непроизвольное и непосредственное. Это первый вариант. Непроизвольное и непосредственное. То есть, что значит "непроизвольное"? Значит нет цели. Нет цели запомнить. Такое внимание будет именоваться пассивным. Выготский его бы назвал натуральной психической функцией. Натуральной психической функцией, потому что, выстрели сейчас пушка какая-нибудь, сегодня праздник. Мало ли, сами устроили бы. Ба-бах! И все бы мы обязательно обернулись. Это внимание управляется объектом. Я помню, мы про Тарковского говорили, почему он воду все время использовал, да. Вот это сюда. Вторая форма - это произвольное и опосредствованное внимание. Произвольное и опосредствованное внимание. То есть произвольное - значит задача есть, усилие есть. А опосредствованное - это от Выготского. Внимание управляется с помощью средств. Помните, как прекрасно сказал Выготский. Француз и его предшественники... Сейчас хорошо идут дела? Успеваете записывать? Нормально? Француз и его предшественники говорили, что нужно усилие - это самое главное. Произвольность - это усилие. А Выготский, вы знаете, как вот сегодняшним языком говоря,.... Иногда цель нам поставят, а средств не дадут. Усиливайся, давай. А средств нет. А Выготский говорит: "Освойте средства, и будет произвольность." Помните про Юлию Борисову и ее сыночка рассказывал. Вот она. Главное средство для управления вниманием - это указательный жест. Указательный жест. Да? Психологи всегда любили шутить. В конце 20-х годов в Институте психологии висела карикатура. Из пальца Выготский высосал целую теорию внимания. Из указательного жеста он построил целую теорию внимания как высшей психической функции.

И, наконец, третья форма внимания. Это третий и самый высший уровень развития. Послепроизвольное внимание первым предложил Николай Федорович Добрынин, наш отечественный психолог. Интересно, что термин принят в мире. И не все знают, что предложен он у нас. Что значит послепроизвольное внимание? По смыслу так. Вот заставлял себя книгу читать. Положим, в день по странице или по пять читал с помощью разного рода средств. А потом зачиталась сама. Например, возник интерес, или средства стали освоенными. По-разному может произойти. Ну, что. Усилия уже не требуются. Средства освоены, и усилия уже не требуются. Добрынин говорит: "Это связано, конечно, с активностью личности. Это связано с активностью личности. Я хочу, чтобы мы узнавали и современные термины. Сегодня это послепроизвольное внимание называют знаете как? Длинная фамилия. Ой! Длинную фамилию будете записывать? Тогда узнайте, что вообще-то Пернер, он ныне американец, по фамилии. Вот сами сказали "да". Михай Чиксентмихейли. Чиксентмихейли. Вот я стоял и думал, что это время, пока вам говорю. Писать. Вот сказали писать, значит будем писать. Чиксентмихейли называет такие состояния аутотелическими. Ауто - внутренний, телос - цель. Ауто - внутренний, телос - цель. Самоцельный. Вы знаете, что он имеет ввиду. Вот когда гонщик на автотрассе машину гонит, или хирург во время эпидемии без конца работает, или полярник идет на Северный полюс, там он живет ради процесса. Он испытывает чувственное наслаждение. Простите, для меня примером этого. Я даже об этом в книжке написал, маленькой. Спросите в какой, скажу. Для меня примером такой аутотелической деятельности с полными свойствами - это то, как работает Иван Денисович Шухов на каторге. Когда там в рельс звонят, а он не может... он говорит... работу не может бросить, не закончив. Он дорабатывает. Вот это вот состояние там описано блестяще у Солженицына. Блестяще. Там есть все признаки того, что сегодня является, что называется, пионерской областью в психологии. Послепроизвольные состояния - это вершина творчества.

И, наконец, последний процесс - воображение. Вы знаете, он наименее изучен в психологии. Если будете читать учебники, знайте, что все авторы этих учебников переписали, только очень плохо, перевод работы француза Теодуля Рико "Творческое воображение". По-русски эта книга была издана в 1901 году. Да. Не переиздавалась. Рико, кстати, изучал и память, и внимание. Но вот про воображение, он как бы единственный авторитет-классик. Я бы .... Вы знаете, я вынужден сделать маленькое признание. Я не знаю, напишу ли я вообще когда-нибудь докторскую диссертацию, но в 89 году меня отпустили ее писать. И тема ее называется "Психология творческого воображения". Поэтому мне опасно говорить на эту тему. Я могу не завершить вообще данный курс. Поэтому я дам только одно определение и поясню его. Процесс преобразования реальности.... Воображение - это процесс преобразования реальности, или представления о ней. Процесс преобразования реальности, или представления о ней. Это в общем виде. А теперь посмотрите. Нет. Маленькое замечание. Важное замечание. В слове "воображение" корень "образ". А мы ранее говорили: единица восприятия - это тоже образ. И это разные образы. Русское слово одно, английских - два. Я понятно сейчас говорю? Образ восприятия - это перцепт. Восприятие - перцепция. Образ воображения. Так приходится сказать. Это здесь не тавтология. Образ воображения - это имидж. По-английски так и пишется "image". Это то самое модное ныне, сегодня словечко "имидж" - это обобщенный образ. Образ-тип. Образ функций понятия. Концепт - это понятие. Концепция - это мышление. Концепт - это понятие, это схема, это собственно понятие. А теперь я хочу отличить, потому что вы задали хороший вопрос. Я хочу отличить мышление от воображения. Потому что вы сказали: "Концепт", а я сказал: "Это понятие." А я только что говорил... А образ - это тоже может быть функцией понятия. Ну, не знаю. Химик Кекуле, который открыл бензольное кольцо. Открыл его, это часто очень бывает в творчестве, увидев в грезе. Он у камина сидел и дремал, смотря на пламя. У него змейки пламени. То есть остатки пламени были на сетчатке глаза. Да? Линии мелькали, превратились в змеек. И он увидел, как эти змейки кусают себя за хвост. Он вскочил и зарисовал структуру молекулы бензола. Что это такое? Это концепт? Да нет, это имидж. И тогда мы скажем: единица мышления - это все-таки знаки, знаковые конструкции. Концепт - это знаковая конструкция. А в воображении мы оперируем символами. Почему Тарковский гневался, когда ему говорили: "Что означает у Вас вода?" Он говорил другие слова. Я скажу за него, как психолог. Он говорит: "Вода - это не знак. Вода - это просто вода." И после этого он начинал говорить: "И вообще вода - это самая существенная загадка на свете." И начинал признаваться: "У меня нет, как у детей, мании лежать в луже и болтать ногами." Где он видел таких детей, которые лежат в луже и болтают ногами? Он явно говорит о себе. Теперь мы смотрим. За знаком стоит знание, за символом стоит сознание. Мы же говорили сегодня о сознании. Правда? Сознание - нечто более фундаментальное. Тогда мы скажем, что вот этот образ-символ дает понимание реальности. Между прочим про творческое воображение... Простите, про тему диссертации, которая меня ... Вот уже за руки держат и говорят: "Всё, пиши, пиши, пиши, пиши, иначе ты никогда не будешь профессором." А мне теперь уже хочется доказать, что можно быть, не будучи доктором. Вот такое у меня спортивное соревнование. Я ... Интересно, кто выйдет победителем. Это еще пока не ясно. Не знаю, не знаю. Скорее всего, да. И я потом скажу, в каком смысле. Но мы отвлеклись. Творческое воображение - это. Мы пишем коротко. Это процесс построения. Я вам даю здесь авторское определение. Извините. Процесс построения способов представления реальности. Можно даже написать: способов представления. В скобочках: понимания. Реальности. Процесс представления. В скобках: понимания. Реальности. То есть процесс построения символов. Вот и все. Когда говорят творчество - это построение нового, не верьте. Творчество - это построение понимания. Тот, кто творит новое... Вот какой-нибудь безумец скажет: "У меня вот уже есть машина. Я хочу купить себе новую машину." Он фантазирует. На самом деле воображает тот, кто лишен понимания. Кажется, многие, но не из нас, к счастью... Мы делом занимаемся в сегодняшний день. А многие из тех, кто занимается сегодня бездельем с каким-нибудь флажком... У него есть проблема. Проблема понимания реальности. Этот флажок для него - это символ, который на сегодняшний день для него есть способ удержаться за жизнь.

Тогда последнее, что мне хотелось бы сказать. Посмотрите. Все эти процессы взаимосвязаны. Для того чтобы запечатлеть материал. Извините, весь его вы никогда не запечатлеете. Вы никогда не запомните. Его надо отобрать. Раз отобрал, значит сохранил. А для того чтобы затем воспроизвести материал, надо какое-то время быть на нем сосредоточенным. С ним надо работать. Сосредоточение называют удержанием материала. Кстати говоря, вы хотя и киваете головами сегодня, я вам искренне благодарен. Но я советую сегодняшние лекции прокрутите для себя в полном объеме еще и еще раз. Там вы увидите новые и новые смыслы. Мы сегодня движемся в слишком резком режиме. Конспекты хорошие, кто умеет составлять, этого достаточно вполне, конспекта. Но есть иногда и другое. Вот посмотрите. Раз был сосредоточен, значит воспроизвел. Память связана с вниманием. Ну а теперь посмотрите. И отбор материала, и удержание его в сознании - это, конечно, преобразование материала. Отбор, понятно, - преобразование. А когда что-то держишь в сознании. Не знаю, там практика медитации вот. Одно и то же удерживается в сознании. Там постоянно выделяется что-то новое. Я понятно сейчас говорю? Где сознание?... Сосредоточение. Сохранение. Запечатление. Вот шесть ключевых слов на три процесса: память -запечатление, сохранение, воспроизведение; внимание - отбор, сосредоточение и воображение - это преобразование материала. Вот такова взаимосвязь процессов. Наш маленький курс завершен. Спасибо за внимание.

Давайте немножко поболтаем вот о чем. Значит вы получите программки.

Здесь имеется ввиду Фрейд. И как мы излагали Фрейда, мы помним. Все, что там говорилось, нам необходимо для понимания. И вообще, это именно приложение к данному курсу. Не больше, но и не меньше. И мы иногда будем прибегать для пояснения фрейдовских идей к гештальттерапии. Потому что я считаю, что Перлз, основатель гештальттерапии. Да? Более других проверил Фрейда. Он был его активным критиком. Вот когда что-то критикуешь, а это не разрушается, то значит это надежное учение. И теперь мне надо пояснить вот эти словечки. Значит, защитные механизмы и мнимая личность. Но прежде всего давайте с мнимой личности начнем. Личность решает проблему. Когда я произношу... У Фрейда нет такого понятия "мнимая личность". Фрейд придавал слову "личность" широкое понимание. Это, вообще говоря, просто человек для него. А я все-таки готов сказать "мнимая личность" вот почему. Потому что здесь имеется ввиду пациент Фрейда, который не решает проблемы, либо не хочет, либо не может. Это уже другие дела. Но важно то, что он эти проблемы не решает. И тогда смотрите почему мнимое. Он вроде бы идет на какие-то поступки.... (Простите, вам, наверное, неудобно сидеть? Удобно? И писать есть где?) Вот... И тогда мы говорим, что имеем ввиду вот прежде всего пациента аналитика. Я чуть-чуть поясню. Дело в том, что весь этот курс ваш и другие курсы, читаемые мной, во многом обязаны существованию вот знакомства моего, пусть и шапочного, с Мамардашвили. И когда его не стало, со мной произошел один смешной случай, о котором вы можете меня потом спросить, если захотите. А выводом из этого смешного случая было то, что я стал писать статью в память Мамардашвили. Я по наивности думал, что это будет одна статья. Я ее назвал "Природа и культура". Громко назвал. Я сейчас ее перечитывал. И удивительно, что я вообще мог что-то подобное написать. Это совершенно невероятно. Сейчас таких статей шесть. В Соросе издана книжечка некоммерческим тиражом, где пять с половиной статей уже оформлены в виде книжки, а седьмая дописывается. Я не даю 100%, что она будет дописана, но я постоянно ношу с собой (значит) подготовительные варианты. Их уже немало. Так вот я это к чему. Я эту статью, а, вернее, теперь уже книжечку, никогда бы не написал, если бы не редактор "Вестника МГУ" Татьяна Александровна Лежнова, которая является просто моей хорошей знакомой. Она училась на два года старше. И с первого выпуска мы вместе играли в художественной самодеятельности. Я ей позвонил и спросил: "Вот статью про Мамардашвили... не про, а вот в память... Это вообще возможно на уровне "Вестника МГУ" в серии "Психология"?" Она говорит: "Пиши." Я говорю: "Статья будет необычной. И по форме, и по содержанию." "Пиши." Посмотрела. Мы с ней долго спорили. И теперь она уже не правит мои статьи. Но одну правку она сделала такую, которой удивился уже я. Дело в том, что там слово "личность" писалось... То она называлась парциальная личность, то она бралась в кавычки. Вот этот вот пациент Фрейда. Его не иначе, как, ну... Он вроде бы и личность, но в кавычках. Некое подобие личности. И она мне говорит: "Знаешь что? Что ты все "мнимая личность". Длинно. Места мало. Все меньше и меньше места дают для статьи. Пиши, мничность." Я говорю: "А можно?" Она говорит: "Ты знаешь что. Уже можно. Уже тут такого понаписано, что это не помешает." И тогда я больше не буду употреблять слово "мничность". Но представьте себе смеховые эффекты типа "мничностный смысл", там... Вот что-нибудь такое... Да.... Вот поиграйте этими словами. Получится забавно.

Я сказал о вашем герое. Это пациент-аналитик. Теперь о слове "защита", а точнее "защитный механизм". Вы сказали: "Подлинная защита для личности, настоящей - это, конечно, культура." Защищает личность культура. И Фрейд говорил: "Есть единственная верная защита." Он использовал термин "сублимация". Надо мне писать на доске или нет? Сублимация. "Сублимация" по-русски - "вытеснение". Но "вытеснение" - перевод плохой. Почему? Потому что по-русски "вытеснение" может показаться по смыслу словом "вытеснил". Значит "подавил". Это ни в коем случае не так. Сублимация - это, знаете, вот по образу ...да... вот... Пусть будет такой символ. Природная энергия бушует, она должна выйти наверх. Бушующая вода. Такой фонтан! Тогда надо прорыть каналы. Вот культура - это те каналы, по которым потечет спокойно эта вода. Это как бы сублимация природы в культуру. Вот подлинная защита по Фрейду. И поэтому он не лечил художников. О чем мы уже говорили. И тогда понятно, что здесь мы имеем ввиду не защиту, защитный механизм. Простите, слово "механизм" мы уже поясняли. В данном случае механизм - это символ автомата, я имею ввиду автоматического устройства, символ несвободы. То есть невротик ( может и, так его, короткости ради, называть), он защищает себя сам неким механизмом. И вот эти механизмы... Я не хотел бы их перечислить. Теперь скажу так. Механизмов будет семь. Почитать о том, о чем я говорю, можно. Я просто честно признаюсь, что я сначала просто пересказывал совершенно определенный текст. Есть книжка. Очень хорошая книга для практических психологов, очень плохо переведенная. Потому что она переведена пиратски. Сейчас она есть в виде сборничков четырех и даже пяти, там что-то пятый процент - буддизм, что я уже не читал. Вот. А четыре основных - там про психологов. А сейчас видел, что это издано в виде книжки, которую пока и сам не купил. Если вдруг вы увидите, купите в долг там, если у вас есть время, на лишние деньги на мою долю. Она стоит, наверное, тысяч пятьдесят. Пока. На черном рынке она будет стоить гораздо дороже, потому что даже здесь возможно, что все-таки черный рынок в нашей стране пока есть. А не просто рынок. Сейчас.... Фейдимен и Фрейгер, Фейдимен и Фрейгер. Фейдимен (плохо написал, да?). Федор, Елена, "и" краткое, Дмитрий, Игорь, Мария, Елена, Надежда. Фейдимен. Федор, Роман, Елена, "и" краткое, Елена, нет, простите, Галина, Елена, Роман. Фрейгер. Да? Там занимает всего несколько страничек что. Перечисление защитных механизмов по Фрейду. И я даже не буду менять последовательность. Как будет там, так и здесь. Но только я вам расскажу об этом... Книжка, кстати, так и устроена, что там защитные механизмы даны по каждому автору. (Вопрос: Как называется книга?) О, простите. Я не сказал главного. "Личность и личностный рост", "Личность и личностный рост". Обычно она выпускается в виде выпусков. Четыре выпуска, вернее, всего пять. И вот в первом, например, выпуске - там Фрейд и Юнг. Краткая биография Фрейда, интеллектуальные предшественники, да, короткие представления теоретические, защиты... "Препятствия росту" они называются всегда. И под конец обязательно психологические упражнения, терапевтические упражнения. Очень хорошая книжка. Так вот, я сослался на источник. И теперь скажу, что там эти механизмы перечисляются через запятую. А я вам расскажу так, как если бы вы, например, психологи-практики, имели дело с соответствующим пациентом. Вот он бы перед вами оказался. И тогда получается так, что у нас из одного механизма будет получаться другой. И это будет неким процессом лечения. Я даже скажу, что наступит такой момент, когда у вас человек уже излечится и перестанет быть мнимой личностью. И его мы... Так сказать, отстали... А, если о мнимой личности говорить, то и она куда-то, так сказать, добредет в конце концов за эти семь механизмов. Понятен смысл рассказа? И тогда начинаем его. Первый механизм называется подавление. Я сегодня не успел одной вещи. Раз. Раз. Раз. И еще раз. В самом деле, конечно, для нашей страны это черно-красный праздник. Праздник траура о погибели миллионов людей. Были они белыми или красными. Нам все равно. Потому что это люди. И вот знаете, когда говоришь о страшном, надо смеяться. Страх побеждается только смехом. И вот с таким предисловием нам не страшно, но и не смешно. Вот, то страшно, то смешно. Бывает и тому, кто работает с пациентом, бывает и самому психоаналитику. Так вот, подавление. Определяем его так. Значит, в любом определении (пока подождем писать определение). В любом определении мы будем употреблять такое словосочетание: источник угроз, или источник симптома. Это, помните, мы когда-то говорили: комплекс состоит из явной части и из скрытой. Явная - симптом, а скрытая - причина. Так вот это вот и есть причина, источник угрозы. Обобщенное название - источник угрозы, источник симптома и т. д. Ее имеем ввиду. Итак. Подавление - это попытка полного вытеснения источника угрозы, попытка полного вытеснения источника угрозы из сферы сознания. (Простите, я не сделал еще маленького замечания: приложение было для желающих. Мы все хотим? Деликатный перерыв нам не надо сделать? Если кто-нибудь... Не надо? Ну, тогда смотрите. Нет, нельзя. Решение надо было принимать раньше.) И вот тогда.... (Да ничего не будет страшного. Вы что, с ума сошли, что ли? Это я пугаю так. Я же настроение создаю. Вы что... Конечно...) Подавление - полное, якобы полное, устранение источника угрозы из сферы сознания. Фрейд говорит, что, во-первых, подавление - это наиболее патогенный механизм, причем самый опасный. Во-вторых, что это подавление никогда не бывает полным. Источник угрозы все равно существует. Сейчас посмотрим где. Сначала скажем о том, что послужило причиной подавления, наиболее частой. Пожалуй, это единственный механизм, где бессознательный комплекс себе создал человек не только сам. А с помощью своих родителей. Причина подавления - это неразъясненный родительский запрет. Это вот сверхмощное Сверх-Я, если хотите. Тут тавтологий у нас будет немало. Мощное Сверх-Я. Выгорело из сознания. Людей так называемых подавляющих мы иногда видим, хотя и нечасто. Это знаете, такие люди. которые тем каких-то не только сами не касаются, но даже ухитряются не слышать, когда эти темы затрагиваются при них. Вот, ну не слышит что-то человек и все. Абсолютно индифферентен. Не показно индифферентен, не надо. Это будет другой механизм. А вообще не слышит. Представьте. Кто-то видел, кто-то нет, и если не видели, то прийдется представить. Прийдется представить в таком виде. Смотрите. Убрали из сознания. А психоанализ, по Фрейду, - это лечение словом. Значит, запретили говорить. Как бы вот, себе запретил говорить на эту тему. Немножко метафоры. Фрейд любил метафоры. И мы не избежим метафор. Вот убрали из речи. Куда источник попал? Да не попал, а он остался там, где был. В теле! Поэтому так называемая психосоматика - это результат, по Фрейду, это результат подавления. Подавление бьет по телу. Знаете, так сказать, по чему? Не почему, а по чему именно, да. По, так сказать, обычным организмическим функциям. Вот обычным процессам: дышим, сердце бьется, желудок работает и т.д. Астма, сердечно-сосудистые заболевания, расстройства органов пищеварения, заведомо понятная интимная сфера - это несомненно. Импотенция и фригидность - это результаты подавления. Здесь, пожалуй, Фрейд прав. В других случаях с ним можно спорить. Мало ли. Одно маленькое предупреждение. Это ведь психоаналитик обязан считать, что любой астматик подавляет. Иначе бы он не был психоаналитиком. Но на самом деле лечение может быть совершенно разным. Ведь наши мотивы в принципе неосознаваемы. И в общем-то человек, ну, вообще-то говоря, познает себя в течение всей жизни. И есть люди, которые совершенно этим не занимаются. Им достаточно там попрыскать чем-то рот, чтобы хорошо дышать. И вовсе не обязательно копаться в их личности. Но в принципе, говорит Фрейд, это так. Тогда используем метафору Перлза. Я уже сказал, что нам часто помогать гештальттерапия. У Перлза личность - это и есть организм. Перлз считает, что можно вот... Помните говорили, как человек ест, как человек пьет. Говорили или нет? Вот даже по этому, если глотает кусками, значит он так и мир....не чувствует вкуса мира. Или там он, скажем, не пьет, а...............Вот, у Перлза тогда такое.... такой образ, что результат подавления........





Рейтинг
1.5/5 на основе 2 голосов. Медианный рейтинг 1.
Просмотры 5193 просмотров. В среднем 5193 просмотров в день.
Близкие статьи
Похожие статьи