В.В. Петухов. Человек как субъект познания (часть 2): Psychology OnLine.Net

В.В. Петухов. Человек как субъект познания (часть 2)

В.В. Петухов. Человек как субъект познания (часть 2)
Добавлено
12.09.2000 (Правка )

"........"

И на ней я, как психолог, скажу вам, что можно моделировать, а что - нет. В деятельности в любой, в том числе познавательной, есть три уровня. Начнем с нижнего уровня. Уровень операций. Операции - это способы выполнения действий. Операции - это способы выполнения действий. Причем операции могут быть автоматизированы. Они и являются автоматизированными. Вот наши навыки, неосознанные, - это операции. Уровень операций конечно автоматизируется. Если поднимемся повыше, то будет основной вообще-то говоря уровень - уровень действий. Действие. Давайте дадим определение аккуратное действию. Может быть кто-то потом заинтересуется. Если только одно, то такое: действие - это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут. Действие - это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут. Результат, который должен быть достигнут - это, вообще-то говоря, требование какое-то. Скажем требование в какой-то задаче - это результат, который должен быть достигнут. А представление о результате - это цель. Поэтому понятие действия соотносится с понятием цели. Тогда действие можно просто определить как процесс решения задачи. То есть достижение целей в определенных условиях. Вот Альтшуллер начинает моделировать действия по решению творческой задачи, изобретательской. Не могу входить в детали. Не имею права из-за недостатка времени. Ну и после этого поговорим о том, как мы будем экзамен принимать. Я имею некие предложения, вы дадите мне обратную связь. Ну вот Альтшуллер построил алгоритм. Сам он по этому алгоритму решает задачи блестяще. Смысл алгоритма такой: доведи до противоречия. Задачу. Доведи до противоречия, и будет ответ. По крайней мере будет подсказка к ответу. Не бойся противоречий. Обостряй противоречия. Интересно, что Альтшуллер на самом деле читал Фрейда, и даже гештальт-психолога Карла Дункера. Карл Дункер - ключевое имя здесь. Для решения творческих задач. Он читал и говорил: "Ну психологи ничего не понимают". На самом деле что сделал Альтшуллер ? Говорю для знатоков. Он построил алгоритм того, о чем говорил Дункер, что должно быть в принципе. И он все смоделировал. Ну мы Дункера не знаем, зато мы знаем Кёлера. Посмотрите. Что значит эта малопонятная фраза: "В самом конфликте содержится решение."? Лапа обезьяны тянется к приманке. Что мы знаем об этом? Каков конфликт? Конфликт всегда в словечке "слишком". Лапа слишком ... это Вы сказали? ... Значит надо искать что-то длинное. В самом конфликте содержится направленность к его устранению. Как обостряется конфликт. То, чего не может гарантировать никакая машина. Никакая машина не гарантирует инсайта. А Альтшуллер, он житейский психолог, хороший человек. Он думает, что и это тоже можно смоделировать. И тогда посмотрите на его книжки. Их читать - одно удовольствие. Их не достанешь. Они очень популярны. Эта вот серия: "Техника", "Молодежь". От чего психологи обычно чураются: "Чур меня, чур меня." А на самом деле это надо исследовать. Это интереснейшая вещь. Там идет вот там: "Шанс на приключение", "Правила игры без правил". Такие названия. И там идет вот: вот задачу довёл до абсурда ... то-то, то-то, то-то, то-то ... и вот должен по Дункеру начаться инсайт. Американский математик, учитель математики - Джордж Бойя(?) этот момент честно называл: "Давний бес". Он говорит: "Вот я всё сделал, как учитель. Дальше, как Платон говорит, прыгай сам.". Я не могу за тебя решить задачу. А Альтшуллер думает, что можно. И, простите, начинается заново. Я, продолжая, продолжая говорить, пишу его фамилию. И, соответственно,... Это начало. Не выходит. Вот видите. Два действия одновременно совмещать нельзя. Ну, конечно. И, простите, и начинаются удвоения типичные. Вместо двух "л" написал два "м". Перевернутые два "м" - смысл оговорки. Я сегодня это приведу. Смысл оговорки, он мне ясен совершенно сейчас. Не оговорки, а ошибки при письме. Если вы перевернете два "м", вы получите "Вильгельм Вундт". А я думаю сейчас, простите, когда говорю вам, я думаю еще и о том, как буду читать "Защитные механизмы личности". Ничего? Нормально? Пока нормально идут дела? У меня есть маленькое предложение. У нас пара продлится не до, как надо было бы. До чего? До без пятнадцати двенадцать, а до двенадцати. Хорошо? Нормально дела идут? Не скучно? Вот. И тогда. На познавательном? Конспект заполняется? Самое главное. Альтшуллер. Так вот Альтшуллер начинает. Он начинает. Как пишется алгоритм? Сделай то-то. Не получилось, - вернись назад. Получилось, - продвинься еще на шаг. Там. Ну вот знаете. Это как техническое задание заполняем: тра-та, та-та, та-та, та; идет мелкий текст. Человек работает по алгоритму. И вдруг, батюшки мои! Мы смотрим, в книге начинаются огромные буквы, шрифт меняется, и возникает слово: "Внимание!". Если громко прокричать слово "внимание", это значит его отвлечь. Это "внимание" значит отвлечь. От чего-то такого, чем ты занимался. Хотя там пишут: "Внимание". И после этого начинается, простите меня, в хорошем смысле, в самом добром смысле, магия. Можно назвать это колдовством. Начинается: "Сейчас у Вас начнется ломка старых представлений. ... Милый мой, ты меня совсем, прямо как Бог, знаешь. А может у меня ничего не начнется вообще? ... Сейчас в Вас заговорит, там детские впечатления. Там то-то, то-то. ... А может не будет этого ничего?". Мы такой вывод простейший делаем: "Все моделируется в действии. Кроме самого момента решения творческой задачи.". Это нельзя смоделировать. И, наконец, поднимаемся на самый высокий уровень. Мы его сегодня вообще не должны трогать, но, в смысле вот в оставшейся теме. Это собственно уровень деятельности. Здесь о нем надо сказать. Уровень деятельности и деятельность, вообще-то говоря, - это направленная активность. Деятельность направляется мотивом. Мотив никогда не совпадает с целью. Вот, скажем, каждый из нас сегодня что-то делал. Рано утром встал, собрался, приехал сюда, выполнил ряд действий. Если все цели этих действий сложить, то мы все равно не получим того мотива, который нас сюда привел. Правда? То есть сумма действий не дает деятельности. Это нечто более общее. А про мотивацию мы уже говорили. И тогда, простите, мотивацию можно моделировать? Абсолютно нельзя, по определению. И не Альтшуллер, а его ученики пытаются это делать. Я только ... Это следующий этап. Понимаете, он выводит. Там. Там действуют законы, о которых мы сегодня будем говорить. Это защитные механизмы личности. Он создал алгоритм, а алгоритм не везде работает. Кого надо моделировать теперь? Творческую личность. Если бы я книги не видел, я бы не имел права говорить. Как тот узбек. Называется ЖСТЛ - жизненная стратегия творческой личности. Алгоритм: берутся знаменитые люди и такие обстоятельства средней паршивости, что называется. И говорится: "Вот в таких-то обстоятельствах поступай так, в таких - так.". Знаете как книжка называется? Альтшуллер этого не заметил. Книга называется: "Как стать еретиком". Вот она - простая вещь. И я не буду здесь больше ничего говорить, потому что мотивацию моделировать нельзя. Или лучше сказать: " Не стоит, потому что все равно ничего не выйдет." И тогда мы закончили о специфике психологического изучения познания, потому что мы поговорили и с философом, и с логиком, и с социологом, и с информатиком. И теперь хотим сказать: "Ну а в психологии все-таки какие же выделяют психические процессы?". Простите, когда мы говорили о Аристотеле. Посмотрите у себя пожалуйста. Там называлось две группы процесса: ощущение, восприятие, мышление и память, внимание, воображение. Назывались такие группы? Посмотрите пожалуйста. Нет. Ощущение, восприятие, мышление. Нет. Вообще ничего не было? Нет. Где Аристотель был! Всё. Всё. И тогда завершение первого вопроса таково. Можно долго думать. И почему? Почему я вспомнил Аристотеля? Потому что Аристотель разделил душу на части. А части - это психический процессы. Да. Да. Вот это я хо ... Огромное спасибо Вам. Значит это есть у вас в конспекте. Значит это мне нельзя ... можно не рисовать. Я уже говорил. Есть две группы: собственно познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление) и универсальные психические - психическое время. Память - о прошлом. Внимание связывают с настоящим. Воображение - с будущим. Это мы говорили.

Второй вопрос нашей сегодняшней темы. Познавательные процессы. Второй вопрос познания... Второй вопрос нашей сегодняшней темы. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Ощущение, восприятие, мышление. Вы знаете, для общей ориентации мы уже сказали сегодня, что ощущение - это отражение свойств, восприятие - отражение предметов, а мышление - отражение существенных свойств. Да? Отношений между предметами. Поэтому давайте пройдем. Как хорошо для конспекта. То есть мы понимаем суть дела. И давайте так. Основные свойства ощущений. Основные свойства ощущений. У ощущения. Ну, скажем так: А, Б, В. Будут три свойства. Во-первых, ощущения обладают качеством. Сегодня, кстати, слово ощущение вообще-то говоря довольно редко в психологии. В XXI веке оно может вообще исчезнуть. Заменяет его сенсорное качество. Сенсорное. Sens - чувствительность. Сенсорное качество. Определенной модальности - зрительное, слуховое, обонятельное и т.д. Можно много говорить о том, что существуют межмодальные связи, цветной слух, но все равно качество есть. С А ясно. Б - интенсивность. Интенсивность ощущений. Это ясноколичественная характеристика. То есть энергии, которые мы воспринимаем, конечно, ограничены. По своей интенсивности. Эти границы обычно. Так иногда говорят, границы области подлинных ощущений. То есть воспринимаемого. Эти границы называют пороги. Пороги чувствительности. Обычно говорят так, что порог - это величина, обратная чувствительности. Помните, может быть говорили о кожной чувствительности. Может быть мы говорили ... Да какая разница! Возьмем слуховую чувствительность. Предъявляем звук очень тихий. Да? Слабый по интенсивности. Если чувствительность высокая, мы услышим звук слабой интенсивности. Если чувствительность низкая, то услышим более сильный звук. Это будет нижний порог. Есть верхний порог. Верхний порог называют иногда болевой. Вот довели интенсивность до максимума. Уже грохот стоит. Болевой - от слова "боль". То есть ощущение, скажем так вежливо. Ощущение меняет модальность: было слуховое, а стало болевое. Вот вам два порога. А внутри есть еще пороги разностные. Эта разность между двумя стимулами. Ну скажем, как при восприятии осязательной. Вот два стимула. Мы не видели собственной руки. Два стимула прикасаются к нам. Сколько точек? Мы говорим: "Одна!" А так? Широко. "Две!" Так измеряют что? Разность между двумя стимулами, которая нами воспринимается. Так вот, почему я так подробно о порогах? Вы знаете, психологов. Мы в основном ориентировали наш курс на личность. И по-моему, это правильно. Но психолог обязан знать фамилию Густава Фехнера. Густав Фехнер в прошлом веке построил науку, именуемую психофизика. В психологии очень редки законы. Я сегодня писал программу. И в предисловии к программе были написаны ходульные фразы к какой-то прошлой программе, я из разных брал там: "Закономерности формирования личности." Все убрал! Нет никаких закономерностей и нет никакого формирования личности, потому что личность свободна. Какие тут могут быть законы!? А Фехнер изучал законы. И он построил психофизические законы. Я скажу попросту. Психофизический закон - это определенное функциональное соотношение. Определенное функциональное соотношение. Между областью воспринимаемых раздражителей и областью. Не надо писать? Областью воспринимаемых раздражителей. С математическим образованием не надо об этом писать. Это ясно абсолютно. И областью вызываемых ими ощущений. То есть, что построил Фехнер? Он построил отображение одного множества - множества раздражителей в другое - во множество ощущений. И получил. Какую кстати функцию. Логарифмическую. Логарифмическую функцию. Почему он такую получил, а не другую? Это уже отдельные детали. Мне хотелось бы, чтобы вы знали имя и смысл того дела, которым занимался человек. Он занимался. Называл он громко свое дело: "Я хочу построить связь между телом и душой". Но на самом деле тело - это интенсивность раздражителя, а душа - это интенсивность ощущений. Вот на таком уровне можно строить строгие законы. И наконец, А, Б. Теперь В. В - это пространственно-временная протяженность. Пространственно-временная протяженность. Пространственно-временная протяженность поясняется так: ощущения взаимодействуют между собой. Но чистых ощущений мы не видим. Чистые ощущения мы можем иметь только в специальных условиях. В лаборатории, где там дают звук в полной тишине, точку света в полной темноте. Ощущения взаимодействуют. И тогда: если они взаимодействуют в пространстве. К сожалению, об ощущении восприятия очень трудно говорить. Тут надо картинки показывать. Поэтому, ну представим себе. Любимый объект для исследования в психофизике. Современной. Это черно-белые полоски. Представим себе рядом черное и белое. Кто-то сразу поймет, а кто-то потом посмотрит на конкретную картинку. На границе черного и белого интенсивность повышается. Ну, грубо говоря, белое ярче, белее. Черное, ну, соответственно, тоже выше по интенсивности. Как явление называется. Контраст, явление контраста. Яркостный контраст. Черно-белый контраст. Есть и цветовой контраст. Серый квадратик поместили, например, в рамку красного цвета. Серый квадратик на глазах чуть-чуть позеленел. Будет синяя рамка - пожелтеет. Будет зеленая - покраснеет. Цветовой контраст. Взаимодействие ощущений. Это в пространстве. А теперь во времени. Когда они во времени следуют. Взаимодействие ощущений во времени есть явление адаптации. Давайте уж просто ради конспекта запишем попросту определение, да и всё. Адаптация - это постепенное изменение. Постепенное изменение. В скобках: понижение или повышение. Понижение или повышение чувствительности при постоянном действии раздражителя. При постоянном действии раздражителя. Обычно мы знакомы с явлением адаптации в плане понижения чувствительности. Знаете, ведь сетчатка глаза такова, что если б глаз не двигался постоянно, он бы не видел ничего. Если на сетчатку. Простите, на глазное яблоко поместить присоску, и лучик света пусть проходит прямо в определенную точку, то лучик будет не виден через три-четыре секунды. Адаптация. Почему древние махали факелом, почему сегодня мигает маяк. Потому что непроизвольно воспринимается только то, что движется, то, что ярко и так далее. А бывает повышение чувствительности. Причем повышение. Ну как, самый яркий пример повышения чувствительности - это темновая адаптация. С солнечного света вошли в темную комнату и ослепли. На 40 минут. Я имею ввиду: за 8 минут восстановились колбочки - цветовое зрение, и еще 40 минут будут восстанавливаться палочки. Вот тогда возникнет полная чувствительность. Ну, такое повышение чувствительности относится и к разностным порогам. У художников различается и дар дегустаторов, оттенки вкуса и так далее. Это были основные свойства ощущений.

Теперь основные свойства перцептивного образа. Основные свойства перцептивного образа То есть, в скобочках, восприятия. Перцепция - это восприятие. Восприятие. Здесь у нас будет А, Б, В, Г, Д. Про А скажем просто: наличие сенсорных качеств. Наличие сенсорных качеств. Имеется в виду, что хоть образ и не сводится к ощущениям, но все равно любой образ обладает всеми теми модальностями. Иногда это свойство называют "образ полимодали". Многомодали. Мы предмет и видим и слышим, и можем осязать. И там, обонять. Вкусовые могут быть ощущения. Вот такой полный объем модальности образа. Второе свойство, основное. О нем мы говорили достаточно. Это свойство - целостность. Иногда его называют в учебниках "структурность". Целостность. Структурность. А вообще-то, правильное его название - "гештальтность". Потому что образ - это гештальт. Образ - это фигура на фоне. Фигура, она, во-первых, целостна. Фон может быть нецелостным. Знаете, это бывает так. Гештальт-психологи давали своим испытуемым объекты. Ну, скажем, которые можно по-разному структурировать. Вот возьмем такой круг с тремя секторами. Черный круг и тремя белыми. По фактору сходства мы будем видеть. Если на самом деле будем смотреть на такой круг долго. Мы будем видеть как фигуру то черные сектора, то белые. И тогда мы можем сказать, что фигура интенсивнее по своим сенсорным качествам. Контур. Контур у фигуры, у фона общий. А контур всегда принадлежит фигуре. Говорили про то, как можно контур обвести? Про гештальттерапию не говорили? Говорили или нет? Когда картинку смотрим. Обвели. Про художников на Сенне говорили? Которые Джаконду продают. Ну вот, контур принадлежит фигуре. И, наконец, фигура ближе, чем фон. Это А, Б. Значит В. В - константность. Б - целостность, В - константность. Константность - постоянство свойств видимого образа. Постоянство свойств видимого образа. Или, стремление к истинным свойствам объекта. Постоянство свойств видимого образа. Стремление к истинным свойствам объекта. Стремление к истинным свойствам объекта. Ну давайте. Пояснять можно долго. Вот кто геометрию школьную помнит, тому скажем поможет такой рисунок. Вот мы, например, показываем человеку на разных расстояниях объекты и просим его здесь вблизи. Ну скажем он у нас стоит на углу двух коридоров. Мы ему в длинном коридоре показываем щиты с объектами определенной величины. Но величину подбираем так, чтобы сетчаточный образ. Рисунок понятен сейчас? Чтобы сетчаточный образ был постоянным. Говорим: "А вот здесь, пожалуйста, подбери объект такой же точно по размеру." Какой он должен подобрать вблизи? Вот такой. Правда? А подбирает. Заметим, если есть фон! Если есть контекст. Если есть с чем сравнить. Всегда немножко больше. Это и есть константность. Она относится и к форме, и к цвету. Мел белый. Да не белый он на самом деле на сетчатке, а все-таки он видится белым. Тоже константность. Не мыслится белым, а видится белым. И, вы знаете, яркий пример константности - иллюзия Луны. Луна на горизонте кажется больше, чем в зените. Почему? А потому, что Луна на горизонте - это фигура на фоне. На фоне городского пейзажа, или, там, природного ландшафта. Есть с чем сравнить. Это. Это я говорю о психологических объяснениях, правда? Тогда вы знаете, я сниму пример и подарю Вам пример из запасного багажа преподавателя психологии. Вы объясняете любому школьнику что такое константность, а он не понял. Подведите его к зеркалу. Дайте кусочек мела. Ну или ручку. Что-то пишущее. Пусть он обведет контуры своего лица. Обвел. Помещаешься? Помещаюсь. Отойди в сторону. Отошел. ХРРР! Я не знаю, удивился ли кто-либо. Кто хочет, тот проверит. Ну не может мое, такое огромное, лицо помещаться в этот маленький овал. Подошел обратно - точно помещаюсь. Вышел - не может быть! Это яркий пример константности. А, Б, В. Г - предметность. Предметность. Об этом скажем коротко. Предметность. Собственно человеческое свойство. Видим то мы вовсе не фигуры никакие. Мы видим вещи. У каждого объекта есть свое предметное значение. И проверить это очень трудно. Мы приводили или нет пример с двумя линиями с иллюзии Мюллера-Лайера. ***, что мы различаем. Мы живем в прямоугольном мире. Нет, не приводили. Приведем. Вот яркий пример предметности. Предположим. Я нарисовал. Так уж простите. Я смотрю сбоку мне это может не удастся. Я хочу нарисовать два абсолютно равных отрезка. Они равны? А теперь? Это иллюзия Мюллера. И вторая фамилия - Лайер. Вот Мюллера, наверное, все знаем. Вот Мюллер-Лайер. И спрашивается: "Почему мы видим эту иллюзию?" Если задаваться вопросом: "Почему?", то подсказка будет такой. Эту иллюзию не наблюдают жители африканских деревень. У них этой иллюзии нет. Почему? А потому что они живут в округлых хижинах. Мы живем, мы окружены прямыми углами. И мы вот эту фигуру, вот этот отрезок 1 нам напоминает угол дома. Он к нам приближается. А вот этот отрезок 2 напоминает нам угол стены, угол любой стены, правда, он от нас отдаляется. А если это так, то по законам перспективы линейной, что приближается, то должно казаться больше, а что отдаляется, то меньше. А на самом то деле отрезки одинаковые, поэтому мы один недооцениваем, а другой переоцениваем. Яркий пример предметности. И последнее. А, Б, В, Г, Д - индивидуальность. Просто обозначим. Есть, где прочитать. Индивидуальность иногда называют перцептивной установкой. Вот дают двузначнопредметный образ. Не знаю там. Есть знаменитая иллюзия. Ваза. Да? Ваза, или два лица. Одни видят вазу, другие - два лица. Знаменитая есть иллюзия: жена или теща. Может быть кто-то видел. Там одни непременно видят образ вот такой очаровательной молодой дамы, а другие - рррррр, сморщенное, коварное лицо старухи. Индивидуальность, наверное, ясна. И наконец последнее в этом вопросе. Основные свойства понятия и определения мышления. Основные свойства понятия и определения мышления. Что же будет у понятия А, Б, В? Свойства. А. Любое понятие - это обобщение. А. Понятие - это обобщение. Понятие - это объединение класса объектов, всегда, любое. Б. Об этом мы сказали уже вслед за философом. Понятие требует средств. А философ об этом сказал так: "Понятие отражало отношения между предметами." Ну, например, чтобы получить ощущение твердости этого мела, я могу его просто пощупать. А чтобы создать понятие твердости или мягкости, я должен сравнить мел с каким-то другим объектом. Следовательно, что-то будет объектом, а что-то средством познания. У мышление есть средства. Я бы сказал даже так: средства, выходящее за пределы органов чувств. Обычными средствами познания являются органы чувств. Это средства, выходящие за пределы органов чувств. Логические формы являются здесь, по-видимому, такими высокими средствами. Конец А Б.

В. Об этом мы говорили. Понятие отражает существенные свойства. Существенные отвлеченные свойства. Выходящие за рамки. Нет. Вернее, так: которые могут выходить, которые могут выходить за пределы восприятия. Которые могут выходить за пределы восприятия. И мне хотелось, чтобы здесь вы просто пометили название одного немецкого города, в котором была создана первая экспериментальная школа психологии мышления. Это город Вюрцбург. Вюрцбургская школа психологии мышления. Вюрцбург. Вы знаете, Вюрцбургские психологи давали своим испытуемым очень простые задачи. Почему? Потому что вюрцбургские психологи. Я понятно сейчас говорю? Потому что они были еще, хотя уже в начале века работали, они еще принадлежали к психологии сознания. У них метод был - интроспекция. Попробуйте вы дать творческую задачу человеку. И сказать. И даже и пусть он ее решит. И дайте нам интроспективный отчет. Интересно смотреть на этих ... хотел сказать "придурков". Вообще-то можно и так сказать. В каторжном смысле придурок. По Солженицыну - это человек, который примазался при кухне. Ну такой вот. Занимается не своим делом. Ну, скажем, на таких вот молодых мнимо талантливых актерах, которые говорят: "И вот я ходил. Я много думал. Во мне что-то созревало. А потом мне что-то открылось." Это все бредни пустые. Никакого отчета об инсайте. Научного отчета об инсайте взять нельзя. И поэтому надо давать задачку простую. Типа: подбери одному слову родственное другое. Или самое лучшее - найди смысл пословицы. Мастер - золотые руки. Спрашивается: "Смысл этой пословицы сводится к образу мастера. Вот тут уже клиника начинается в таком случае. Если это человек с золотыми руками, то это уже психическая болезнь." Вюрцбургские психологи... Я понятно сейчас говорю? Вюрцбургские психологи сказали: "Мысль не зависит от образа." Они выделили специфику мышления. Мысль или смысл не зависит от образа. Вот к одному слову другое подбирали они, их испытуемые. Охота - ружье. Доска - шкаф. Вот в тот момент, когда только предъявят слово "охота", они говорили: возникает очень много образов. А когда вот точно уже приходит слово, скажем, "ружье", то все образы исчезают. И возникает чистая мысль. Чувство уверенности в ответе. Скажем, мысль ... Ну по-русски надо сказать так: мысль безобразна. Иногда так переводили. Ну мало ли кто перепутает ударение, и получится Бог знает что. И поэтому мы записали: мысль не зависит от образа. А теперь мы скажем только еще одно. Что они-то изучали мышление на простых задачах. Это мышление репродуктивное. Репродукция. Наложение. Мышление как "на", на самом деле они изучали. А продуктивное мышление. То есть творческое, когда надо что-то продуцировать, создавать. Продуцировать, создавать. Вот творческое мышление стали изучать гештальт-психологи, среди которых основной - упомянутый сегодня Карл Дункер. Не надо, не надо. Нет, нет, нет, нет. Это неправильное различение. Это. Нет. Человек. Человек. Нет. Репродуктивное мышление - это когда мне не ... Вообще-то говоря. Вот. Вы задали хороший вопрос сейчас. Огромное спасибо Вам. Сегодня мышлением считают только творчество. Репродукция - это навык, а не мышление. Вот. Но почему вюрцбургцы брали мысленные навыки. Я объяснил почему. Потому что на этих простых примерах можно было почувствовать специфику переживаний. А теперь гештальт-психологи. Гештальт-психологи сказали, что мысль, когда она приходит впервые. Не когда она ясна, а когда она приходит впервые, она связана с образом. Мысль, впервые приходящая, связана с образом. Или. Это понятно или нет? Выготский говорит. Вот вюрцбургские психологи, например, говорили. Сменим. Что называется, сменим модальность. Вюрцбургские психологи говорили: "Мысль также не зависит от речи." Почему? Потому что, если ты понимаешь суть дела, ты можешь разными словами пояснить его. Скажем, одной пословицей, другой пословицей, третьей пословицей. Если понимаешь суть дела. Дело не в словах. А Выготский говорил: а иногда ведь бывает так, что пока слово не нашел, не понял мысли. Это творчество. Ну и тогда завершим вопрос определением мышления. Двумя определениями мышления. Одно - мышление в широком смысле, а другое - в точном, конкретном. Экспериментально изучают. В общем смысле: мышление - это ... Тут у нас А, Б, В наши будут использованы. Обобщенное и опосредствованное. Обобщенное и опосредствованное познание субъектом. Познание субъектом существенных свойств и отношений реальности. Существенных свойств и отношений реальности. Вы потом увидите. Сейчас мы довольно ... Темп нормальный? Ничего? По-моему нормально. Просто рука может устать. Но тут уж ничего страшного. Мы потом увидим вот эти А, Б, В в данном определении. Там обобщение, опосредствованность. Все это есть. А теперь мышление в точном смысле. Когда говорят о эксперименте. Мышление - это процесс постановки. Не надо об этом забывать. Не только решаем задачу, но и ставим ее себе. Мышление есть процесс постановки и решения субъектом. Постановки и решения субъектом творч ...





Рейтинг
1.5/5 на основе 2 голосов. Медианный рейтинг 1.
Просмотры 7092 просмотров. В среднем 7092 просмотров в день.
Близкие статьи
Похожие статьи