"УТВЕРЖДАЮ"
Ректор Харьковского
государственного университета
им. А.М.Горького,
проф.Тарапов И.Е. (подпись, печать)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
ведущей организации на диссертационную работу т. Мирошник Ирины Макаровны "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися", представленную на соискание ученой степени кандидата психологичческих наук по специальности 19.00.07 - Педагогическая и возрастная психология
Диссертационная работа И.М.Мирошник выполнена в соответствии с тематикой, закрепленной за лабораторией психологии развития личности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.
Работа создавалась на основе адекватного использования теоретического аппарата психологической теории деятельносгного опосредствования межличностных отношений /А.В.Петровский/ и разрабатываемой в его рамках концепции персонализации /А.В.Петровский и В.А.Петровский/.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения психологических условий реализации личностного подхода в системе музыкального взаимодействия.
В настоящее время в музыкальном образовании преобладает функционально-ролевой подход. В противоположность ему в диссертационной работе Мирошник И.М. выдвигается тезис об активно-личностном взаимодействии учителя и ученика, в ходе которого личность учителя выступает как фактор формирования психических новообразований ребенка.
В соответствии с этим тезисом в работе ставится принципиально новая задача - исследования психологических механизмов воздействия педагога на уровень непосредственно-эмоциональной активности восприятия музыки у детей, что определяет актуальность цели исследования.
Отталкиваясь от общей гипотезы о том, что личность педагога в процессе музыкально-дидактического взаимодействия может оказать влияние на естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей, автор формулирует и ряд частных гипотез, конкретизирующих положения о связи непосредственно-эмоционального восприятия музыки со способностью звуко-цветового симультанирования, возрастом ребенка и личностью педагога. Как видно из представленного в диссертации материала, автор последовательно решает поставленные в исследовании задачи.
В первой главе раскрываются методологические и теоретические проблемы психологии личности в системе межличностных отношений, обоснован выбор в качестве теоретической основы исследования принципа деятельностного опосредствования межличностных отношений, дается содержательный анализ описанных в литературе исследований музыкально-дидактического взаимодействия и показывается их ограниченность изучением интра- и ингериндивидного аспекта.
Здесь подробно рассматриваются основные направления психолого-педагогических исследований личностных факторов, влияющих на эффективность деятельности учителя, составляющие теоретическую основу научного познания продуктивного межличностного взаимодействия в музыкально-педагогическом процессе.
Во второй главе представлено исследование возрастных закономерностей эмоционально-образного восприятия музыки.
И.М.Мирошник выделяет 3 этапа развития личности в системе музыкальной деятельности - при относительном преобладании в ней интра-, интер- и метаструктур, что позволяет ей четко сформулировать гипотезы и задачи исследования.
В работе детально обосновывается разработанная диссертантом основная экспериментальная методика. Она включает выбор испытуемыми из ряда цветовых стимулов-карточек, предъявляемых симультанно с музыкальными фрагментами, цветового индикатора эмоционального состояния, который соответствует характеру музыкального фрагмента.
В данной главе приводятся результаты исследования возрастной динамики феномена звуко-цветового симультанирования в различных возрастных группах детей от 4-6 до 7-11 лет. При этом диссертантом установлено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте отчетливо проявляется феномен звуко-цветового симультанирования, определяемый как имманентная способность ребенка осуществлять в процессе музыкального восприятия согласование элементов цветового ряда с возникающим эмоциональным состоянием.
В третьей главе диссертации представлены результаты экспериментального исследования психологических механизмов воздействия личности педагога на активность эмоционально-образного восприятия музыки учащимися. Судя по представленным данным, полностью подтверждена валидность выдвинутых гипотез, в соответствии с которыми личность педагога в процессе музыкально-дидактического взаимодействия может оказать влияние на естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей.
Анализ выполненных экспериментальных исследований позволил автору разработать оригинальную методику цветовой актуализации эмоционально-образных представлений, которая позволяет (осуществлять) поэтапное развитие способности звуко-цветового симультанирования.
Рассмотрение материалов диссертации И.М.Мирошник позволяет утверждать, что выполненное диссертационное исследование обладает ярко выраженной новизной. Впервые разработан и применен для исследования музыкально-перцептивной деятельности в процессе дидактического взаимодействия новый подход, основанный на положениях теории деятельностного опосредствования межличностных отношений и концепции персонализации. Впервые описан феномен звуко-цветового симультанирования /ЗЦС/ в процессе музыкального воспитания. Исследована возрастная динамика звуко-цветового симультанирования у детей.
Убедительны выводы диссертационной работы.
В целом результаты исследования показали, что развитие эмоционально-образного восприятия музыки и творческого воображения у детей характеризуется определенной возрастной динамикой, объективируемой в способности звуко-цветового симультанирования. В возрасте от 4 до 8 лет наблюдается устойчивое нарастание непосредственно-эмоциональной отзывчивости на музыку, экспериментально регистрируемой в высоких показателях по звуко-цветовому симультанированию. Затем в период с 9-11 лет отмечается постепенное снижение показателей по звуко-цветовому симультанированию, что является следствием падения непосредственно-эмоциональной активности восприятия музыки у детей. В зависимости oт характера и уровня персонализированного воздействия педагоги могут оказывать позитивное или негативное влияние на процесс развития способности звуко-цветового симультанирования и, следовательно, изменять естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей.
Полученные автором результаты имеют несомненную практическую ценность для совершенствования системы музыкального воспитания школьников.
Необходимо отметить также грамотное планирование экспериментов и корректную интерпретацию результатов, что позволяет сделать вывод об их высокой достоверности.
По диссертации имеются следующие замечания.
-
Проведенный в первой главе теоретический обзор психологической, музыковедческой и педагогической литературы излишне подробен, некоторые анализируемые работы прямо не связаны с целями и задачами исследования.
-
Во второй главе диссертационной работы автором выделены три этапа развития личности ребенка в системе музыкального обучения, однако в выводы по диссертации этот результат не вошел и в дальнейшем тексте нигде не использован.
-
Из диссертационной работы не вполне ясен психологический механизм воздействия личности педагога на развитие эмоционально-образного восприятия музыки учащимися.
-
Автору не удалось полностью избежать редакционных погрешностей в тексте.
Отмеченные недостатки ни в коей мере не снижают научную и практическую ценность диссертационной работы, выполненной на высоком научном уровне. Теоретические положения и методические приемы, разработанные в данном исследовании, могут быть рекомендованы для повышения эффективности педагогического процесса в общеобразовательных и детских музыкальных школах, а также при подготовке педагогических кадров в средних специальных и высших музыкальных учебных заведениях.
Таким образом, диссертационная работа т. Мирошник Ирины Макаровны является законченной научно-исследовательской работой в области педагогической и возрастной психологии. Она содержит ряд научных результатов и рекомендаций, представляющих научную и практическую ценность.
Имеющиеся публикации вполне достаточны для того, чтобы составить ясное впечатление о материалах исследования.
Автореферат отражает основное содержание диссертации. В целом работа полностью удовлетворяет требованиям ВАК СССР, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07.
Доктор психологических наук, доцент
Дусавицкий А.К.
Отзыв утвержден на заседании кафедры психологии Харьковского университета 20 октября 1990 г., протокол №2.
Зав. кафедрой психологии ХГУ, Середа Г.К.
доктор психол.наук, профессор
Полный текст Диссертации И.М.Мирошник размещен по ссылке https://files.portalus.ru/files/1564134443.pdf
Александр Константинович Дусавицкий (5 мая 1928 года — 24 октября 2012 года) — советский и украинский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии личности, теории формирования познавательного интереса, проблем индивидуального развития ребенка. В 1978 году в издательстве «Знание» вышла его первая научно-популярная книга «Загадка птицы Феникс». В качестве одного из сценаристов участвовал в создании научно-популярного фильма «2×2=X», награждённого на 2-м Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов дипломом 2-й степени. Создатель оригинальной интерпретации механизмов возникновения исследовательского и познавательного интереса (монография «Формула интереса», 1989). Тема кандидатской диссертации: «Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения». Тема докторской диссертации: «Развитие личности в коллективе в зависимости от организации учебной деятельности». Создал свою теорию личности, которая развивает взгляды С. Л. Рубинштейна. Был профессором кафедры общей психологии, заслуженным профессором Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.