Гельмгольц, фон, Германн Людвиг Фердинанд (von Helmholtz, Hermann Ludwig Ferdinand)
Родился: 1821, Потсдам, Германия; скончался: 1894, Шарлоттенбург, Германия. Интересы: экспериментальная, общая психология, философия психологии и теоретическая психология, психофизиология и сравнительная психология. Профессиональная деятельность: домашний хирург, больница Шарите, Берлин, 1842; военный хирург, Потсдам, 1843-8; преподаватель Академии гуманитарных наук, 1848-9; сотрудник Анатомического музея, Берлин, 1848-9; профессор физиологии Кенингсбергского университета, 1849-55; профессор физиологии и анатомии Боннского университета, 1855-8; Орден Льва, Нидерланды, 1858; профессор физиологии Гейдельбергского университета, 1858-71; почетный доктор Берлинского университета, 1860; профессор физики Берлинского университета, 1871-88; медаль Грэфе, Гейдельбергский университет, 1880; лектор, стипендиат Фара-дея, Лондонский Королевский институт, 1881; вице-канцлер, Гейдельбергский университет, 1886; орден "Pour la Merite", Гейдельбергский университет, 1886; ректор Императорского физико-технологического института, Шарлоттенбург, 1888-94; получение титула "Geheimrat" ("его превосходительство") от германского императора, 1891; золотой докторский юбилей, 1891; памятник Гельмгольцу,1899.
Многие считают Гельмгольца одним из величайших ученых XIX столетия. В юности его привлекало изучение физики и математики, но по финансовым соображениям он обучался медицине в Королевском Военном институте в Берлине, где получал стипендию. Уже будучи военным хирургом в рядах прусской армии, он продолжал работать в области теоретической физики и в возрасте 26 лет написал трактат о законе сохранения энергии. В последующие десятилетия он совершил эпохальные открытия в области термодинамики, физиологии, обмена веществ, оптики, магнетизма, электродинамики и геологии. Его разнообразные экспериментальные и теоретические открытия представлены более чем в 200 публикациях. Он получил профессорские звания в области хирургии, анатомии, физиологии и физики, а также изобрел и сконструировал электромагнитный двигатель, миограф, гальванометр и офтальмоскоп, что облегчило его исследовательскую деятельность.
Хотя Гельмгольц никогда не занимал никакого поста, связанного с психологией, его исследования по физике и физиологии заложили основы психологии вообще и экспериментальной психологии в частности. Его измерение скорости проведения возбуждения по нервным волокнам в 1852 было большим шагом вперед. До этого открытия считалось, что нервные импульсы путешествуют с "бесконечной" скоростью, потому что, как предполагалось, человеческие мысли имеют чудесную и нематериальную основу. Исследования сохранения энергии, проведенные Гельмгольцем, позволили ему в 1847 создать теорию природного тепла; он продемонстрировал, что общее количество энергии, выделяемое телом, как и машиной, равно количеству поглощенной энергии и что поэтому вечный двигатель невозможен ни в человеческом организме, ни в машине. Гельмгольц был прежде всего физиком, он верил, что физика в конце концов объяснит биологические закономерности, и обе науки приведут к пониманию когнитивных процессов. Все его теории и эксперименты способствовали развитию психологии как самостоятельной науки, уводя ее прочь от спиритуализма, метафизики и теологии.
Кроме того, что работы Гельмгольца направили психологию по механистическому пути, его подробные исследования анатомии и функций глаза и внутреннего уха внесли большой вклад в наше понимание сенсорных функций. Занимаясь вопросами зрения, Гельмгольц представил экспериментальные и теоретические данные по аккомодации, остаточным образам, бинокулярному зрению, цветовому зрению (теория Юнга—Гельмгольца), контрасту, глубине восприятия, движениям глаза и иллюзиям. Его работы, посвященные анатомии глаза и оптическим процессам и их роли в ощущениях и восприятии, впервые были обобщены в книге Handbuch derphysiologischen Optik в 1856. Она включала данные как самого Гельмгольца, так и результаты других ученых. Гельмгольц провел огромную работу, повторив каждый эксперимент, проделанный другими исследователями, результаты которых он обсуждал в своей книге. В ряде случаев эта проверка приводила к новым открытиям, как в случае изобретения Гельмгольцем теле-стереоскопа. Гельмгольц продолжал совершенствовать свою книгу по оптике, опубликовал пересмотренное и улучшенное издание в 1860, а третий том вышел в 1866. Все три тома были изданы в 1866 в виде краткого учебника. Он содержал более 8000 ссылок и все еще является одним из стандартных учебников по оптике, выдержавшим переиздания в 1924 и 1964.
Так же впечатляюще, как его работы по оптике, выглядят исследования Гельмгольцем вопросов слуха, обобщенные в Die Lehre von den Tonempfindungen ah physiologische Grundlagefbr die Theorie der Musik. Объединив анатомические данные и результаты своего исследования звуковых волн, он создал "резонансную теорию слуха , которая утверждала, что клетки наружного уха в кортиевом органе действуют как тональные анализаторы и избирательно реагируют на различные тональные частоты. Это позволяет уху различать единственный тон или комбинацию тонов среди миллиардов волн, воздействующих на него. Гельмгольц был первым физиком, который исследовал тембр и объяснил, что одни и те же ноты звучат по-разному при исполнении на музыкальных инструментах различных типов, поскольку при этом усиливаются различные группы обертонов. В отличие от своего учителя Иоганнеса Мюллера, сформулировавшего закон специфической энергии в нервах, Гельмгольц постулировал закон специфической энергии волокон. И его теория цветового зрения, и его резонансная теория слуха требовали, чтобы отдельные волокна внутри каждого нерва несли специфические сообщения в мозг.
Не все теории Гельмгольца получили единодушное одобрение, особенно в Германии, где его механистические воззрения вызвали много возражений в атмосфере кантианского априоризма. Его философская ориентация оказалась более приемлемой в Англии, где Локк и Милль заложили фундамент для эмпиризма. Следуя традициям Канта, большинство немецких психологов верило, что определенные мыслительные процессы и перцептивные категории являются априорными, или врожденными. В противовес им, Гельмгольц утверждал, что восприятию необходимо учиться. При восприятии глубины, например, тело должно научиться сопоставлять определенные мышечные напряжения в глазных мышцах с расстояниями, полученными опытным путем. Гельмгольц определял ощущение как моментальную сенсорную информацию, а восприятие —как информацию о прошлом. Восприятие модифицирует ощущение, добавляя или отнимая что-нибудь; этот процесс Гельмгольц назвал "бессознательным умозаключением" и утверждал, что он оказывает на людей влияние, о котором они не подозревают и которому не могут противостоять.
Для того чтобы усилить позиции эмпиризма, Гельмгольц со своими современниками Эмилем Дюбуа-Рэймоном, Эрнстом Брюкке и Карлом Людвигом основали Механистический клуб. В противоположность витализму, их девиз гласил: "В организме нет иных сил, кроме обычных физических". Брюкке стал учителем Фрейда, который также поддерживал механистические взгляды. В психологии Гельмгольц работал вместе с Фехнером, Вундтом и Дондерсом, а в физике — с Фарадеем, Тиндаллем и лордом Кельвином. Возможно, никто не оказал более сильного влияния на становление психологии как науки, чем Германн фон Гельмгольц.