О.И. Мотков. О природе высших психических функций : Psychology OnLine.Net

О.И. Мотков. О природе высших психических функций

О.И. Мотков. О природе высших психических функций
Добавлено
30.07.2012 (Правка )

В 1925 году Л.С. Выготский писал: «Новая психология исходит из инстинктов и влечений, как основного ядра психики… Она придет как широкий биосоциальный синтез учения о поведении животного и общественного человека. Эта новая психология будет ветвью общей биологии и вместе основой всех социологических наук. Она составит тот узел, в котором свяжутся науки о природе и науки о человеке» (Выготский Л.С. Предисловие к кн. Лазурского А.В. Психология общая и экспериментальная. Лен-д: Госиздат, 1925, с. 22–23). Он призывал к целостному, синтетическому пониманию и видел перспективу роста всей психологии в создании на основе исследований объединяющего теоретического конструкта, органично включающего как биологические, так и социальные аспекты сущности и развития психики.

Это направление построения действительно целостной психологической теории остается актуальным, на мой взгляд, и по сей день. В такой теории должны быть обоснованно решены такие вопросы как: а) соподчинение, преемственность биологических (в том числе субъектных) первичных структур и прижизненно образующихся компонентов психики; б) сущность и место в психике и личности субъекта как особого психического аппарата оперативного управления построением поведения; в) внутренняя организация, соподчинение и совместное функционирование личностных и исполнительных психических функций (проблема «единства аффекта и интеллекта»); г) природа и место ВПФ в структуре психики; д) соподчинение и совместное функционирование первичных личностных мотивационно-эмоциональных структур (физиологических, психологических и стилевых потребностей, выражающих их состояние эмоций) и ВПФ, и др.

Рассмотрим возможное решение проблемы понимания природы ВПФ.

1. По определению характерными чертами всех ВПФ являются произвольность их организации и опосредствованность. Это относится и к произвольному вниманию, и к речи, и к воображению, и т.п. В рамках разрабатываемой мною интегральной модели личности представительство ВПФ определяется как в структурах личности, так и в исполнительной психике (Мотков О.И. Интегральная модель психики и личности. М.,2006. См. www.inauka.ru/blogs/article65931.html). За функцию оперативной организации произвольного поведения отвечает личностный аппарат Субъекта («диспетчер» личности, осуществляющий оперативную, здесь и теперь, организацию поведения по удовлетворению актуальных потребностей и целей). Значимые, т.е. смотивированные психологические средства, используемые для прицельного опосредствования процессов организации и исполнения поведения, содержатся в блоке Значимого опыта личности. В структуре любой ВПФ представлены как исполнительные, так и личностные компоненты. Поэтому их можно определить как смешанные личностно-исполнительные средства психики.

Целостное рассмотрение Л.С. Выготским ВПФ и их развития явилось шагом вперед по сравнению с анализом отдельных познавательных процессов. Однако остается еще нерешенной проблема более точного определения компонентов структуры ВПФ, особенно их личностного звена, и характера взаимодействия между их личностными и исполнительными звеньями.

2. Все ВПФ обслуживают потребности и цели личности. Можно согласиться с антропологом Б. Малиновским, утверждавшим, что «…культура выступает и как некий инструмент удовлетворения основных потребностей человека и как совокупность артефактов, организованных традицией. Различия между культурами проявляются в закрепляемых ими способах удовлетворения потребностей и в характере передаваемых от поколения к поколению вторичных потребностей» (Малиновский Б.К. В: «Современная западная социология». М.: Политиздат, 1990, с. 170-171). ВПФ точнее было бы назвать высшими значимыми способами поведения.

Функцией целостной организации поведения, управления обладают в психике не все блоки и процессы, а лишь образования Управляющей психики, т.е. Личности. В психике живого существа существует изначальное, природное разделение ее частей и функций на управляющие и обслуживающие, на «цели и средства». Процессы и механизмы Исполнительной психики являются средствами для осуществления задач психики Управляющей. Такое же разделение можно обнаружить и внутри личности: одни ее блоки являются средствами для осуществления стремлений, т.е. побуждающих, направляющих и регулирующих импульсов других блоков. Всякое психологическое средство обслуживает какие-то стремления и цели личности. Поэтому его всегда нужно рассматривать и пытаться объяснять в отношении к определенным личностным структурам. ВПФ являются внутриличностными средствами организации оптимального поведения по удовлетворению потребностей и целей личности. Они обслуживают первичные актуальные мотивации и их производные.

3. ВПФ как произвольные виды поведения целостны по своей структуре. Опираясь на принцип синтетического подхода к рассмотрению психических явлений, можно предположить, что они, помимо прочего, всегда строятся в соответствии с изначальной структурой любого вида поведения в целом. Такая праструктура поведения состоит из следующих, последовательно развертываемых во времени, звеньев: нереализованная мотивация в виде актуальной потребности или цели – она запускает ориентировку, оценку внутренних возможностей и внешних условий - затем включает попытку осуществления цели с учетом найденных, гипотетически значимых ориентиров – актуальная мотивация в измененном состоянии (уже реализованная при положительном результате попытки и потерявшая в связи с этим свою актуальность).

Ребенок рождается с первичной праструктурой психики, личности и любого поведенческого акта. Эти обобщенные праструктуры, натуральные функциональные системы (в том числе и аппарат субъекта) обусловлены генотипом и дозревают в нормальных условиях в установленные природой сроки, оставаясь далее почти неизменными в течение всей жизни. Именно на этих первичных праструктурах как на каркасе в ходе собственной саморазвивающей активности ребенка, а также в процессах обучения и воспитания и вырастают ВПФ. При этом праструктура определенного вида поведения сохраняется, но дополняется (обогащается) и дифференцируется за счет подключения других, «помогающих» личностных и исполнительных блоков, новых психологических средств. Т.е. ВПФ сущностно одновременно несут в себе как природные праструктурные компоненты, так и прижизненно образующиеся. В развитии ВПФ совместно участвуют внутренние факторы созревания праструктурных компонентов организации и осуществления поведения, процессы собственной субъектной активности ребенка, и влияния социального и природного окружения (Волочков А.А. Активность субъекта как фактор психического развития/ Психол. Ж., Т. 24, № 3, 2003). С возрастом в этом развитии еще более увеличивается роль блока Субъекта. Развитие превращается в основном в саморазвитие. Ясно, однако, что «за спиной» активного блока Субъекта стоят и структуры первичной Базовой личности. Они незримо вносят свою существенную и, часто, решающую лепту в характеристики окончательного поведения, незримо ориентируя Субъекта в том или ином направлении и на тот или иной стиль поведения.

Двойственная, одновременно «инстинктивно-витальная и культурно-духовная», по выражению Макса Шелера, сущность характерна для любых развивающихся и уже достаточно развитых психологических образований, в том числе и для ВПФ (Шелер М., В: «Современная западная социология». М.,1990. С. 397). Лежащие в их основе «сложные функциональные системы мозга» всегда имеют как генетически детерминируемые характеристики первоначальной натуральной функциональной системы, так и прижизненно образующиеся «культурные» компоненты.

4. Свойства среды определяют не сущностные, генетически заданные обобщенные структурные метапризнаки психической функции, не ее праструктуру, а лишь большие или меньшие внешние возможности развертывания, актуализации в процессе жизни генетической программы развития свернутых и закодированных в генотипе главных характеристик этой функции. Среда также предоставляет конкретную «культурную» информацию, например, определенные способы действий, которые могут оказаться полезными для жизни ребенка. Такой значимый, модально и поведенчески специфический, культурный опыт можно рассматривать как вторую, культурную часть ВПФ (первой являются праструктуры различных видов поведения).

Генетическая программа задает генеральное направление и общую программу развития психической функции, среда же предоставляет или не предоставляет реальные условия для нормального ее развития, т.е. для развертывания и осуществления ее генетической программы развития.

Активный направляющий жизненный импульс к развитию заложен в генотипе любого живого существа. «Весна приходит, и трава растет сама собой» (ОШО). Бросьте в хорошую почву камешек – цветок или дерево не вырастут, потому что в камне нет нужной для этого специфической структуры и нет направляющей программы ее развития, из которой исходит движущая сила, активный импульс своего самовключения в более-менее подходящих внешних условиях.

Таким образом, факторы среды, в том числе и социальной, скорее являются необходимыми условиями для развития и осуществления высших психических функций, любых мозговых функциональных систем, а не источниками этого развития. Благодаря действию активирующего импульса генетическая программа развития созревающей функции как бы ощупывает окружающие условия на предмет возможности развертывания в них свернутых в генотипе общих свойств и функций будущего взрослого организма. Т.е. в генотипе уже содержится модель общей сущностной, «идеальной формы» физических и психических функций индивидуума. Эта «идеальная форма» выражена на обобщенном метаязыке структуры способности, например, к речи. Не важно, научился ребенок говорить на русском, или испанском, или волчьем языке. Важно, что у него активировалась сама человеческая речевая способность, сам мозговой механизм речи, сам алфавитный принцип создания сообщений из нескольких звуков (или из движений пальцами, или из зрительных условных образов).

5. Очень важно, что ВПФ в развитом, систематически выражаемом в реальном поведении виде скорее характеризуют уровень развития психологической культуры человека, являясь полезными технологиями организации его поведения. Однако их успешное формирование и саморазвитие не обязательно ведет к развитию более широкой общей культуры личности, необходимо включающей нравственный, эстетический, культурно-физический и другие аспекты. Высокая произвольность, осознанная и опосредствованная саморегуляция психических функций может обнаруживаться как у нравственной, так и безнравственной личности, эстетически развитой и эстетически глухой, и т.п. В этом видится серьезная проблема соотношения развития ВПФ с развитием общей культуры человека. Развитие ВПФ является лишь необходимой частью общего культурного развития личности. И последнее, безусловно, должно стоять на первом плане усилий педагогов и психологов - как главная задача психологического сопровождения и психолого-педагогической помощи в развитии личности ребенка.

6. Предлагаемый интегральный подход позволяет понять истоки появления новых функциональных систем мозга растущего человека, его «новых», но потенциально уже содержащихся в генотипе в общем виде психических функций. Так мы можем точнее представить внутреннюю преемственность развития психики, а также особенности соподчинения и взаимодействия натуральных и культурных частей ВПФ: на основе натурального «корня» (в том числе и его когнитивной прасхемы) и под его ведущим инициирующим влиянием развиваются опосредствующие и опроизволивающие «культурные» дополнения. Натуральные психические праструктуры сохраняют свое организующее "системообразующее" значение в течение всей жизни живого организма.

ЛИТЕРАТУРА

Волочков А.А. Активность субъекта как фактор психического развития / Психол. Ж., Т. 24, № 3, 2003. С. 22-31
Выготский Л.С. Предисловие к кн. Лазурского А.В. Психология общая и экспериментальная. Лен-д: Госиздат, 1925. С. 5 – 23.
Геккель Э. Мировые загадки. М.: Братья А. и И. ГРАНАТ и К°, 1920
Кравцов Г.Г. Психологические средства личности / Сб. мат-лов первых чтений памяти Л.С. Выготского «Культурно-историческая психология развития». М.: Смысл, 2001. С. 162-174
Матени-младший А.П. Генетические основы развития детей / «Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых». Ред. Слободская Е.Р. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. С. 90-102.
Малиновский Б.К. В кн.: «Современная западная социология». М.: Политиздат, 1999. С. 170-171
Мотков О.И. Интегральная модель психики и личности. М., 2006.
Мотков О.И. Как устроена личность. М., 2005.
ОШО (Раджниш Ш.) Жизнь. Любовь. Смех. СПб, 1991
Пломин Р. Среда и гены. Что определяет поведение? / «Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых». Ред. Слободская Е.Р. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994 (С. 71-102 - Часть 2. Наследственность и воспитание). С.71-89
Шелер М. В кн.: «Современная западная социология». М.,1990. С. 397




Описание Рассмотрим возможное решение проблемы понимания природы ВПФ.
Рейтинг
0/5 на основе 0 голосов. Медианный рейтинг 0.
Теги , , ,
Просмотры 3580 просмотров. В среднем 3580 просмотров в день.
Похожие статьи