Проблема невербального общения в художественно-психологическом измерении

Проблема невербального общения в художественно-психологическом измерении
Добавлено
19.10.2015

Искусство не только отражает мир, но и оценивает его, утверждает человеческий идеал, учит, каким должен и каким не должен быть человек. Искусство просвещает универсально, раскрывая перед нами не только окружающий мир, но и наш собственный.

Практический, жизненный опыт человека ограничен во времени и в пространстве. Искусство способно раздвинуть границы этого опыта, предоставляя каждому возможность прожить множество жизней. Механизм этой ”жизни в искусстве“ состоит в том, что, читая роман, воспринимая спектакль, фильм, человек переносится в ...мир образов, развернутый перед ним художником, и начинает жить в этом мире вместе с его героями. Кроме того, искусство расширяет реальную сферу человеческого общения, благодаря созданию новых партнеров общения, выдуманных художниками персонажей (Каган М.С.).

Решая задачу формирования умений психологической интерпретации литературного текста, связанной с изучением особенностей невербальной коммуникации, в процессе которой важная роль принадлежит художественному изображению всех видов внешней экспрессии, психологи обращаются к художественным текстам, представляющим, по мнению С.Л, Рубинштейна, овеществленные акты познания людьми друг друга.

Невербальная коммуникация является междисциплинарной комплексной проблемой, охватывающей многие области теоретических и прикладных наук: теория общения (Б.Ф. Ломов, А.В, Брушлинский, В.А. Поликарпов); теория субъекта (А.В. Брушлинский); восприятие и понимание человека человеком (А.А, Бодалев, В.А. Лабунская, Л.Н. Рожина, В.Б. Сидорович, С.В. Кондратьева, Я.Л. Коломинский); психология личности, психология речи (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Л.Н. Рожина, Е.Н. Ушакова); психология индивидуальности (Э.А. Голубева, В.М. Русалов); формирование, актуализация и диагностика способностей (В.Н. Дружинин, Л.Н. Рожина, В.Б. Сидорович).

Передача любой информации осуществляется посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную
коммуникации, художественное изображение которой широко представлено в литературе, живописи и музыке.

Невербальная коммуникация имеет несколько форм. Это кинесика (оптикокинестетическая система, включающая мимику лица, жесты пантомимику), визуальное общение (система общения ”глазами”), паралингвистика (система вокализации голоса, нюансировка интонаций). Отдельно рассматривается такая специфическая знаковая система, как совокупность запахов, воздействующих на участников общения.

Важнейшим компонентом невербальной коммуникации является экспрессия лица. Точность и тонкость дифференцирования художественного описания выражений лица и соответствующих им состояний, прочтение знакового содержания художественных деталей, каждая из которых может оказаться информативной, - все это вдумчивый психолог найдёт на страницах художественных текстов с соответствующими индикативными возможностями.

...

Продолжение во вложенном файле





Описание Искусство не только отражает мир, но и оценивает его, утверждает человеческий идеал, учит, каким должен и каким не должен быть человек. Искусство просвещает универсально, раскрывая перед нами не только окружающий мир, но и наш собственный.
Вложенные файлы
Рейтинг
0/5 на основе 0 голосов. Медианный рейтинг 0.
Просмотры 751 просмотров. В среднем 1 просмотров в день.
Похожие статьи