Эмпирические исследования Рош обладают важным значением, так как бросают вызов традиционной Аристотелевской теории о том, что понятия хранятся в сознании как логические таблицы достаточных и необходимых условий, определяющие место каждой конкретной категории.
Отрицая эту теорию, Рош утверждает, что большинство повседневных понятий обладает градуированной внутренней структурой, которая характеризуется прототипом (описываемым как точка отсчета) в центре и "размытыми границами" (или подвижной демаркационной линией между положительными и отрицательными примерами) на периферии. По аналогии с Виттгенштейном, утверждавшим, что хотя веревка и состоит из многих нитей, это не означает, что все нити совпадают по длине с этой веревкой, Рош предположила, что определяющие свойства не обязательно соразделяются всеми подвидами данного понятия. Все члены категории могут иметь "фамильное сходство". Это сходство распознается скорее с помощью чувственного восприятия, нежели определяется логически. Например, не все чашки имеют ручки и не все они используются для питья. Так, сосуды без ручек подаются в китайских ресторанах, а на спортивных соревнованиях вручаются чаши (кубки) за спортивные достижения. В общем Рош пришла к выводу, что смысл большинства повседневных понятий (или "естественных категорий") черпается не из их определяющих свойств, а из тех характеристик, которые свойственны их наиболее типичному члену.
Прототипом является такой член категории, который соразделяет максимум общих свойств с остальными членами этой категории и минимум свойств с членами других категорий. Люди определяют, принадлежит ли объект или идея к какой-то конкретной категории, сравнивая их с прототипом этой категории. Другими словами, что-то должно быть примером (точкой отсчета) для определения естественной идеи. Рош полагала, что идея классифицируется как пример (точка отсчета) категории, когда она "подобна" прототипу данной категории. Но каким образом достигается это подобие? Тут теория Рош становится довольно туманной. Согласно утверждениям некоторых исследователей, для установления подобия мы пользуемся несколькими примерами, а не одним-единственным прототипом. Например, для решения вопроса, является ли данное существо птицей, мы можем мысленно представить себе певчих птиц, хищников (например, ястребов) или морских птиц (например, крачек). Одним из существенных открытий теории прототипов Рош является то, что она помогает объяснить, как формируются представления о группах, содержащих в себе относительно независимые структурные элементы. Одним из нерешенных вопросов остается то, в какой степени наши концептуальные структуры определяются культурой. Например, в различных культурах существу ют различные прототипы для одной и той же категории. Интересно отметить, что одно из первых подтверждений своей теории прототипов Рош почерпнула в своем знаменитом кросс-культурном исследовании названий цветов у американцев и членов племени дани в Новой Гвинее, Индонезия. Несмотря на существенные различия в количестве терминов для описания цветов в этих двух языках, обе группы демонстрировали предпочтительное отношение к определенным цветам, которые являлись "фокусными" или "прототипными" примерами для их категорий.
Интерес Рош к восточным религиям заставил ее предположить, что когнитивистика может существенно обогатиться благодаря просветлению из буддистской медитативной традиции. Так, в своем The Embodied Mind (1991) она вместе с коллегами утверждает, что наш самый драгоценный опыт — ощущение себя — является иллюзорным: "Ни одной традиции еще не удалось обнаружить независимое, единое и постоянное "Я" в мире опыта и впечатлений". В отличие от эмпирической когнитивистики, буддистская психология полагает, что мышление нужно рассматривать как форму "воплощенного действия". Согласно Рош, подобный взгляд выдвигает на первый план роль телесных впечатлений для образования мыслей. Однако теоретическое обоснование этого альтернативного подхода к сознанию еще не получило соответствующей оценки.
Айдан Моран