Брачные союзы у людей: Psychology OnLine.Net

Брачные союзы у людей

Брачные союзы у людей
Добавлено
17.10.2007 (Правка )

Множество авторов старались объяснить сексуальное поведение человека в терминах теории эволюции. Рассмотрим сначала, как люди выбирают себе сексуальных партнеров.

Выбор партнера. Что определяет сексуальную привлекательность или привлекательность для брачных отношений? Повседневные наблюдения показывают, что в американском обществе выбор у мужчин и выбор у женщин осуществляются на основании совершенно разных критериев; это подтверждается рядом систематических исследований, проведенных Дэвидом Бассом и его коллегами. Результаты этих исследований говорят о том, что физическая привлекательность партнера более важна для мужчин, а не для женщин. Также выясняется, что мужчины в основном предпочитают женщин моложе себя по возрасту, тогда как женщинам обычно требуется, чтобы мужчина был старше. Еще одно различие связано с финансово-социальным статусом партнера, который для женщин намного важнее, чем для мужчин.

Полученные данные свидетельствуют и о том, что эти различия существуют не только в американском обществе, но и во всем мире, в столь разных странах, как Китай, Индия, Франция, Нигерия и Иран (Buss and Barnes, 1986; Buss, 1989, 1992). Интересно отметить, что все мужчины и женщины при выборе партнера сходятся в одном: во всех культурах и для тех и для других важное значение имеют доброта и интеллект (Buss, 1992).

Эти результаты можно интерпретировать различным образом. С точки зрения Басса, лучшее объяснение дает эволюционная теория. Он утверждает, что наши предки предпочитали привлекательных женщин потому, что привлекательность означала здоровье, а следовательно, способность к деторождению. Молодым девушкам отдавалось предпочтение, поскольку впереди у них было больше лет, в течение которых они способны рожать. Женские же предпочтения состоятельных мужчин с более высоким финансово-социальным статусом основываются на потенциальных преимуществах этих качеств для будущих детей. С этой точки зрения, подобные предпочтения обнаруживают природный механизм, встроенный в нервную систему и сформированный в результате естественного отбора (Buss, 1992).

Но результаты, полученные Бассом, можно интерпретировать и по-другому. Достаточно правдоподобной является следующая гипотеза: женщины предпочитают богатых мужчин с высоким общественным статусом в данной экономической ситуации, и этот механизм предпочтения не является заложенным природой. Различие между биологическими и экономическими причинами достаточно важно, так как экономиче¬ские причины гораздо больше подвержены изменениям: от одного поколения - к следующему, от одной культуры к другой. Отметим, что предпочтения с течением времени меняются; например критерии женской привлекательности: за последние двести лет сильно изменились. Существуют и другие данные, делающие очевидным тот факт, что сексуальные предпочтения, даже если они и имеют биологические корни, изменяются вследствие научения.

Различные брачные обычаи. Существует несколько различных моделей образования брачных союзов. Действительно ли мы склонны по своей природе к моногамным отношениям? Отвечая на этот вопрос с точки зрения теории эволюции, первым делом заметим, что у людей существуют достаточно ярко выраженные внешние половые различия. В среднем, рост мужчин на 10% больше, чем рост женщин. Вспомним, что половой диморфизм наблюдается в основном у представителей полигамных видов и почти не встречается среди моногамных. Это предполагает, что люди склонны к полигамии, а исходя из того, что мы относимся к млекопитающим, — к полигинии. И действительно, только у 16 процентов [1] культур моногамные браки — то есть один супруг может иметь только одну супругу — являются нормой (Ford and Beach, 1951).

В американском обществе сущест¬вует мнение, что мужчине требуется больше разнообразия в сексе, чем женщине (Symons, 1979), и эволюционисты считают, что этот факт объясняется биологической природой человека. С их точки зрения, мужчинам требуется большее разнообразие в сексе потому, что чем больше у них будет женщин, тем больше будет детей. Напротив, женщины более осторожны в оценке потенциальных сексуальных партнеров и больше заинтересованы в стабильных семейных отношениях. По причинам, которые мы обсудили выше, это хорошая репродуктивная стратегия для женщин: так как они больше вкладывают в каждого ребенка, они заинтересованы в том, чтобы отец у их детей был наилучшим из возможных. Эти поведенческие паттерны играют меньшую роль в современном мире, где во многих обществах существует контроль за рождаемостью и можно отделить секс от рождения детей. Однако, согласно эволюционной теории, те биологические особенности, которые раньше являлись преимуществом, действуют и сейчас, хотя, возможно, сейчас их адаптационное значение и близко к нулю.

Данная точка зрения эволюционистов горячо оспаривается. Многие критики утверждают, что разница в сексуальных позициях отражает скорее культурное наследие, чем биологическую предрасположенность. По их мнению, стремление мужчин к разнообразию вытекает в основном из социальных условий, благодаря которым мужчины доминировали в обществе, а женщины рассматривались как мужская собственность (Gilmore, 1990). Различие в женском и мужском подходах к количеству сексуальных партнеров объясняется и воспитанием: как правило, мальчиков приучают к тому, что победы на любовном фронте есть признак мужественности, в то время как девочек учат, что самые большие ценности — это дом и семья, и настраивают на поиск одного постоянного хорошего партнера.

В качестве опровержения подобного «культурного» подхода некоторые исследователи приводят различия в сексуальных отношениях у гомосексуалистов и лесбиянок (Symons, 1979). Выясняется, что гомосексуалисты, в отличие от лесбиянок, намного более заинтересованы в большем количестве сексуальных партнеров. Еще 10-15 лет назад, до того, как сильно возросла угроза СПИДа, сексуальные связи гомосексуалистов были короткими и во многом случайными, с намного более частой сменой партнеров, чем у лесбиянок (Schafer, 1977). Эти данные интерпретируются следующим образом: в сексуальных отношениях биологические шаблоны играют более важную роль, чем культурные. Хотя гомосексуалисты и лесбиянки по своей сексуальной ориентации не согласуются ни с какими культурными нормами, все равно мужчина остается мужчиной, а женщина — женщиной (со всеми своими биологически управляемыми привычками). Но, безусловно, возможна и другая интерпретация: культура внушила гомосексуалистам (ничуть не меньше, чем их гетеросексуальным собратьям), что быть мужчиной — это иметь много половых партнеров, а лесбиянкам (так же как и их гетеросексуальным сестрам), что женщина должна быть верна одному-единственному партнеру (Gagnon and Simon, 1973). Следовательно, приведенные доказательства не могут являться серьезным подтверждением того, что корни сексуального поведения человека лежат в его биологической природе.

Уместность эволюционной точки зрения. И что же нам делать со всеми этими аргументами? Безусловно, часто мы можем интуитивно рассматривать поведение в эволюционном ракурсе, спрашивая себя, откуда такое поведение возникло. Но нужно быть осторожными в интерпретации подобных эволюционных аргументов. Они так часто основываются на сравнении видов, что в некоторых случаях это может создавать проблемы. Например, такой термин, как моногамия, имеет совершенно различное значение для гусей и для людей. Для гусей моногамия означает, что двое остаются вместе в течение одного сезона для высиживания и выкармливания птенцов. У людей же этот термин описывает систему, действующую только в контексте общественных, юридических и религиозных норм.

Итак, нельзя утверждать, что шаблоны поведения универсальны, адаптивны, эволюционно обоснованны и генетически запрограммированны. Многие универсальные особенности связаны с адаптацией: например, изготовление и ношение одежды передаются из поколения в поколение посредством научения, а отнюдь не через ДНК. Более того, многие характерные особенности, являющиеся частью нашего генетического наследия, например речь, формируются исключительно благодаря культуре.

Говоря иными словами, как естественный отбор мог сформировать многие из наших импульсов и желаний, так и они могут быть сформированы той культурой, в которой человек живет, ищет себе партнера, рожает детей. Таким образом, утверждение о том, что репродуктивное поведение шимпанзе или морских слонов лежит в основе сексуального поведения людей и что такое поведение является неизменной частью нашей человеческой природы, — не более чем спекуляция (Kitcher, 1985).


[1] Заметим, что эти 16 процентов получены при выборке из 185 культур. Конечно, процент был бы намного выше, если бы мы рассматривали индивидов, а не культуры в целом, так как современные моногамные общества (включая и наше) состоят из большего количества людей, чем культуры, описанные в антропологической литературе.





Описание Что определяет сексуальную привлекательность или привлекательность для брачных отношений? Повседневные наблюдения показывают, что в американском обществе выбор у мужчин и выбор у женщин осуществляются на основании совершенно разных критериев; это подтверждается рядом систематических исследований, проведенных Дэвидом Бассом и его коллегами. Результаты этих исследований говорят о том, что физическая привлекательность партнера более важна для мужчин, а не для женщин. Также выясняется, что мужчины в основном предпочитают женщин моложе себя по возрасту, тогда как женщинам обычно требуется, чтобы мужчина был старше. Еще одно различие связано с финансово-социальным статусом партнера, который для женщин намного важнее, чем для мужчин. [Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001. С. 483-485]
Рейтинг
4/5 на основе 1 голосов. Медианный рейтинг 4.
Просмотры 2927 просмотров. В среднем 2927 просмотров в день.
Похожие статьи