В.М. Лившиц. Новация в области изобразительного искусства и ее научное объяснение: Psychology OnLine.Net

В.М. Лившиц. Новация в области изобразительного искусства и ее научное объяснение

В.М. Лившиц. Новация в области изобразительного искусства и ее научное объяснение
Добавлено
19.10.2005 (Правка )

Психология творчества является интересной областью прикладной психологии. Однако, как известно, зачастую само творчество очень трудно подвергнуть экспериментальному изучению. Изобразительное искусство не исключение. Мы приведем пример исследования одной новации в искусстве, который свидетельствует, что союз искусства и науки может привести к удивительным результатам и кардинально изменить представление о природе одного вида художественной графики, после нескольких столетий ее существования.

В 1983 году в краеведческом музее г. Кохтла-Ярве (Эстония) проходила выставка работ художницы Леа Лившиц, на которой впервые было показано много необычных для того времени произведений. Их создатель назвал свои работы стохатипиями, которые поражали зрителей необычной расцветкой и узорами. Вторая выставка этой художницы, в подобной технике, состоялась уже в 2000 году в библиотеке Тартуского университета под другим названием - фрактальная живопись. К сожалению, это была уже мемориальная выставка, поскольку художница в 1999 году трагически погибла. Чтобы понять суть такой трансформации в названии, необходимо дать некоторые разъяснения.

В семидесятые годы прошлого столетия американский математик Бенуа Мандельброт написал книгу по фрактальной геометрии (Benoit Mandelbrot, The Fractal Geometry of Nature, 1983). Она сразу же стала бестселлером в научном мире, а самого его автора стали величать "Эвклидом ХХ века". Не будем углубляться в дебри математики, а лишь отметим, что под фракталами понимаются геометрические фигуры, состоящие из последовательно уменьшающихся фрагментов, повторяющих (хотя бы приблизительно) исходную фигуру. Мандельброт показал, что большинство объектов природы и космоса являются фракталами (растения, облака, горы, береговая линия, снежинки, галактики и др.). В этой книге (ее еще называют манифестом Мандельброта) есть интересный рисунок - фрагмент картины "Потоп" Леонардо да Винчи, на котором Мандельброт обнаружил фрактальные структуры.

По технике стохатипии можно отнести к такому виду графики, который называют монотипией. Монотипия существует давно, более трехсот лет, и ее создателем является итальянский художник Джованни Кастильоне. При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она очень трудоемка, требует большого количества материалов и терпения. Наглядное представление о монотипии можно получить в Интернете на виртуальных выставках этого жанра. Так бы существовали монотипии и дальше под традиционным названием, если бы не научный анализ стохатипий.

После смерти художницы мне довелось заняться изучением ее обширного творческого наследия. При внимательном изучении стохатипий возникло предположение об их фрактальной природе. На художественных произведениях чаще всего встречались структуры типа дендритов. Для проверки гипотезы потребовалось подробно изучить очень интересную книгу по фракталам (Clifford Ed. Pickover, Fractal Horizons, 1996). Выяснилось, что в одной из глав книги, посвященной методике обучения студентов фрактальной теории, содержлся снимок экспоната, который точно совпадал со стохатипией. Настала пора экспериментирования. Пригодились знания химии. Развернул домашнюю лабораторию и стал пробовать различные краски, растворители, добавки, сорта бумаги, а также менять способы печати. Эксперименты показали, что фрактальные структуры возникают не мгновенно при отрыве листа бумаги от стекла с красками, а через минуту-две. Причем сначала возникают мелкие структуры - "кроны деревьев", а затем и крупные - "стволы". Понятен стал и источник энергия для образования фракталов - это энергия высвобождается при отрыве листа бумаги от слоя краски на стекле (приходится преодолевать при этом силы поверхностного натяжения пленки краски). Вот еще один пример возникновения фрактальных узоров совершенно из другой области. Посмотрите внимательно на тыльную часть своей кисти. На ней вы увидите фрактальные образования в сосудистой системе: крупные сосуды ветвятся и переходят в капилляры. Это типичная стохатипия, которую создала живая природа. Из той же области - нейронная сеть, образованная дендритными отростками нейронов. Тут же возникла интересная гипотеза. Может быть (как бы вопреки логике), в процессе развития у эмбриона кровеносной системы сначала образуются капилляры, а лишь затем крупные сосуды. Адресую этот вопрос для ответа эмбриологам.

Почти год потребовался для изучения большой коллекции стохатипий художницы (она одна из самых значительных в Эстонии), проработки специальной литературы и экспериментирования (у меня теперь солидная коллекция фрактальных рисунков собственного изготовления). Только после этих этапов пришло убеждение: стохатипия действительно является видом фрактальной графики, подобной компьютерной. Получается, что фрактальная графика возникла впервые в искусстве не в эпоху инфотехнологии и ПК, а более трехсот лет назад. Тут нужно дать одно разъяснение. Не всякая монотипия является фрактальной графикой, а вот стохатипия - на все сто процентов. Таким образом, художница Леа Лившиц явилась родоначальницей в Эстонии фрактального искусства на новом этапе его развития, не путем использования компьютеров, а традиционным для живописи способом. Возникло предложение и о полезности разработки специальных фрактальных красок и особой бумаги, посредством которых можно было бы создавать фрактальные произведения с еще более красивыми узорами. Наши результаты изучения стохатипии, с точки зрения химии, были опубликованы в журнале "Химия и жизнь" (2004 год, № 9). Вряд ли удалось бы обнаружить фрактальную природу монотипии, если бы наши многолетние исследования не были связаны с нелинейными процессами в самообучении и новациях.

Для психологии творчества это хороший пример удачного, да и редкого взаимодействия трех совершенно далеких областей - искусства, химии и психологии. Следует указать на два логических вывода. Во-первых, в учебниках по художественной графике, можно теперь раскрывать фрактальную природу монотипии, а в руководствах по фрактальной теории ссылаться на стохатипию, как пример образования фракталов в графических произведениях, способ изготовления которых возник задолго до создания компьютерной графики.

***


При поддержке Эстонского фонда культуры на доме, где жила последние годы художница, теперь установлена мемориальная доска в память о создателе стохатипии. В скором времени в одном из музеев города откроется постоянная экспозиция ее произведений. Учреждена и именная премия художницы, которой ежегодно награждают одного из учеников художественной школы города Кохтла-Ярве.

Кохтла-Ярве, Эстония, Май 2005 г.





Описание При внимательном изучении традиционный вид графики - монотипия, оказался родственником современного направления в искусстве, который называется компьютерной графикой. Как удалось это обнаружить и излагается здесь.
Рейтинг
0/5 на основе 0 голосов. Медианный рейтинг 0.
Просмотры 7194 просмотров. В среднем 7194 просмотров в день.
Похожие статьи