В. Вундт. Темпераменты

В. Вундт. Темпераменты
Добавлено
05.04.2012 (Правка 05.04.2012)

Изображение отдельных аффектов и стремлений выходит из пределов этой книги2; в заключение мы скажем лишь об индивидуальных предрасположениях к душевным движениям или о темпераментах. Темперамент по отношению к стремлению и аффекту есть то же самое, что возбудимость по отношению к чувственному ощущению. Мы говорим о возбудимости как о постоянном свойстве и в то же время отличаем колебания возбудимости; точно так же и темперамент частью есть постоянное свойство, частью особенность, изменяющаяся от внешних и внутренних причин. Старое учение о четырех темпераментах, заимствованное психологией из медицинских теорий Галена, возникло из внимательного наблюдения индивидуальных особенностей людей3. Это различение и теперь еще не потеряло своего значения, хотя понятия, из которых явились термины «темпераменты сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический», давно уже оставлены. Выражения, употребляемые Кантом4, тоже напоминают старые Галеновские взгляды: легкокровный и тяжелокровный, горячекровный и хладнокровный. Различение темпераментов оправдывается тем, что аффекты и стремления в индивидуальном отношении представляют две противоположности: одна обусловливается силою душевных движений, другая — быстротою их смены. Холерик и меланхолик более склонны к сильным аффектам,; сангвиник и флегматик — к более слабым. Быстрая смена душевных движений характеризует сангвиника и холерика, медленная — меланхолика и флегматика5. Сущность темперамента, по моему мнению, скорее состоит в указанных мною моментах, чем в выставляемом Кантом отношении к чувству или к действиям. Другие индивидуальные особенности легко могут быть приведены в связи с рассмотренными выше двумя противоположностями. Темпераменты, характеризующиеся сильными душевными движениями, обусловливают наклонность к тяжелым настроениям, тогда как темпераменты со слабыми душевными движениями суть счастливый дар природы, при котором жизнь дается легче. Это подтверждается известным результатом опыта, результатом, имеющим большой вес в глазах пессимистов,— что сумма маленьких неприятностей, встречающихся в жизни на каждом шагу, на человека, приходящего от слабых впечатлений в сильный аффект, оказывает большее действие, чем светлые стороны жизни. Пессимизм, вообще истекающий из индивидуальной особенности темперамента, производить этическую оценку жизни по своей мерке, т. е. по характеристичному для него аффекту. Оба живых темперамента, сангвинический и холерический, располагают по преимуществу к впечатлениям настоящего; подвижность характера сангвиника и холерика заставляет их определяться всяким новым представлением. Люди же с меланхолическим или флегматическим темпераментом более живут будущим. Не отвлекаясь всяким случайным впечатлением, они имеют время предаваться своим мыслям. Меланхолик погружен в свои чувства и занят будущим, представляющимся ему нерадостным; флегматик с упорною неподвижностью держится раз принятого решения. В эти рамки легко укладывается и кантовское деление темпераментов. Живой темперамент требует силы, противоположный темперамент — медленности в смене душевных движений; иначе человек становится игрою вечно сменяющихся впечатлений. Поэтому темпераменты холерический и флегматический суть темпераменты деятельности, тогда как темпераменты сангвинический и меланхолический суть темпераменты чувства.

Справедливо считается, что индивидуальными особенностями темперамента могут характеризоваться большие группы однородных существ. Так, мы видим, что отдельные человеческие расы, отдельные народы или жители известной области отличаются определенными характеристическими для них особенностями темперамента. Подобного рода отличия встречаются и у животных, более высоко развитых в умственном отношении. В некоторых порядках, семействах и родах животного царства индивидуальные особенности выражены несравненно резче, чем у человека6. Так как каждый темперамент имеет свои выгодные и невыгодные стороны, то истинное искусство жизни человека состоит в том, чтобы путем регулирования аффектов и стремлений соединить в себе все темпераменты. В обыкновенных будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко задевающих ваши интересы,— холериком и, наконец, флегматиком в исполнении раз принятых решений.




Описание Отрывок из монографии В. Вундта "Основания физиологической психологии" (М., 1880).[Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 343-344]
Рейтинг
0/5 на основе 0 голосов. Медианный рейтинг 0.
Теги , ,
Просмотры 8230 просмотров. В среднем 3 просмотров в день.
Похожие статьи