Мирошник И.М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися: Psychology OnLine.Net

Мирошник И.М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися

Мирошник И.М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися
Добавлено
30.06.2015 (Правка )

Защищенная 25 лет назад и все более актуальная, инновационная диссертационная работа Ирины Макаровны Мирошник (Москва, 1990 г.),
в которой, в частности, впервые:

  • была экспериментально доказана возможность применения цветового ряда (например, цветовых карт Люшера) для оценки характера музыкальной композиции и установления статистически значимого соответствия (координации) между психоэмоциональными состояниями человека (ребенка и взрослого) цветом и музыкой;

  • было доказано, что в дошкольном (начиная с 3-4 лет) и младшем школьном возрасте проявляется феномен звуко-цветового симультанирования (ЗЦС), определяемый как имманентная (то есть органически присущая, генетически обусловленная) способность ребенка осуществлять в процессе музыкального восприятия при одновременном предъявлении музыкально-звукового и ряда цветовых стимулов согласование (координацию) элементов цветового ряда с эмоциональным состоянием, возникшим в процессе восприятия музыки;

  • было теоретически обосновано и экспериментально доказано положение о том, что в процессе звуко-цветового симультанирования в формировании интермодальных зрительно-слуховых представлений роль опосредствующего звена играют первичные глубинные эмоциональные реакции ("эмоционально-аффективный код"), возникающие на уровне чувственного мышления, которое как в онто-, так и в антропогенетическом аспекте предшествует вербализованной семантике;

  • в математической экспликации феномен звуко-цветового симультанирования может быть представлен как композиция отображений, в которой эмоциональное отношение (единый эмоционально-аффективный код) выступает как опосредствующее звено в отображении множества музыкальных композиций во множестве цветовых решений;

  • на основе открытого феномена ЗЦС была впервые исследована возрастная динамика межчувственных синестетических кроссмодальных координаций в процессе музыкально-перцептивной деятельности (от 3-4 лет до 12-13 лет);

  • было экспериментально доказано, что способность синестетической (зрительно-слуховой) кроссмодальной координации имманентно присуща ребенку, то есть генетически обусловлена;

  • было впервые доказано, что в процессе социализации при стандартных условиях развития ребенка эта имманентная способность межчувственной координации, проявляющаяся в феномене ЗЦС, ослабевает и утрачивается, причем, как в общеобразовательных так и в специальных музыкальных школах;

  • было проведено исследование воздействия социально-психологических факторов на возрастную динамику кроссмодальной селективной координации, оцененную по методике ЗЦС и выявлены 4 группы педагогов:

    1. педагоги 1 группы (фасилитаторы эмоционально-образного, рационально-логического и сенсомоторного компонентов), использующие творческие методы в обучении, повышают естественную (первичную) креативность и стимулируют нейропластичность ЦНС учащихся;
    2. педагоги 2 группы (фасилитаторы эмоционально-образного и рационально-логического компонентов), не систематично использующие творческие методы, незначительно повышают естественную (первичную) креативность и стимулируют нейрональную пластичность ЦНС учащихся;
    3. педагоги 3 группы (ингибиторы эмоционально-образного компонента, фасилитаторы рационально-логического и сенсомоторного компонентов) - понижают уровень первичной креативности учащихся;
    4. педагоги 4 группы (ингибиторы творческой активности - «перманентный стресс-фактор»), не использующие творческие методы, блокируют первичную креативность учащихся и дизрегулируют процессы естественной нейрональной пластичности;

  • было экспериментально подтверждено, что способность синестетической межчувственной кроссмодальной координации может быть восстановлена и развита с помощью специальных развивающих методик, например, разработанной И.М.Мирошник методики звуко-цветового симультанирования (ЗЦС) и методики цветовой актуализации эмоционально-образных представлений в музыкально-перцептивной деятельности.




Описание Диссертация И.М. Мирошник на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 (педагогическая и возрастная психология).
Рейтинг
4.75/5 на основе 4 голосов. Медианный рейтинг 5.
Теги
Близкие веб-сайты
  • Полный текст диссертации - Мирошник И.М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися
Просмотры 1164 просмотров. В среднем 1164 просмотров в день.
Похожие статьи