Идет время, и появляются новые мысли о сущности таинственного «чистого Я», его функциях и месте в личности (см.: Алексеев С. и Оршанский И.; Джемс У. – 1, 4). Сегодня я хотел бы поделиться рабочими, еще далеко не завершенными, представлениями о доселе не исследованном механизме «Я», в отличие от гораздо более разработанных взглядов на содержательное «эмпирическое Я» (Я-концепцию и пр.). Рассмотрение «Я» как особого, заданного генотипом, аппарата личности, имеющего нейропсихологические корреляты, позволяет лучше понять организацию управляющих функций личности, определяющих ее сущность, ее внутренние взаимосвязи, общее функционирование, а также связи этой руководящей структуры с внешней по отношению к ней средой – с исполнительной психикой, организмом в целом, природой и социумом (Мотков О.И. - 5).
В бодрствующем состоянии мы интуитивно чувствуем, что некий внутренний командный пункт, направляемый содержанием нашей цели, управляет нашими познавательными и моторными процессами. Например, я говорю себе: «Подними левую руку вверх!». И тут же поднимаю ее. Кто или что во мне отдает этот приказ, включает его выполнение и контролирует процесс? Логичное объяснение следующее: в моей личности есть инстанция, которая определяет и выбирает приоритетное стремление, ставит на основе него цель, строит план, отдает руке мысленный приказ, включает и организует ее движения, контролирует их осуществление. Этот управляющий, организующий механизм имеет изначальную возможность подключать исполнительные когнитивные и моторные процессы для достижения цели. Мы называем его словом «Я». Инстанция «Я» постоянно присутствует и действует в нашей личности. Без введения представления об отдельном организующем центре внутри личности сложно объяснить, как строится поведение живого существа.
Необходимость появления в эволюции отдельной структуры «Я» в психике обусловливается и биологическим ограничением – возможностью организации только однонаправленного неавтоматизированного поведения. Мы не можем целенаправленно мыслить и двигаться сразу в нескольких направлениях (параллельно основному проблемному поведению можем совершать только автоматизированные, привычные действия), хотя часто хотим этого. Разумно предположить, что «чистое Я» реально существует в психике и выбирает наиболее насущное, приоритетное и, в то же время, приемлемое стремление. На реализацию приоритетного стремления и будут в ближайшее время направлены силы психики и организма в целом. В эволюции выработался отдельный механизм определения текущего самочувствия личности и выделения наиболее важного направления предстоящих действий – аппарат «Я», который не только определяет наиболее приемлемое в настоящих условиях актуальное желание, но и подключает необходимые психические процессы для построения поведения по его реализации.
Я вижу механизм «Я» («чистое Я») как единую структуру природных динамических сетей, субстанцию, постоянно действующую при активации нервной системы и расположенную в центре каждого из трех основных уровней личности: Базового, Относительно устойчивого и Оперативного. Эти уровни выделены по критериям генотип-средовой обусловленности и степени постоянства, устойчивости их образований (5).
Базовый уровень личности состоит из обусловленных преимущественно наследственностью устойчивых элементов (потребностей, характерологических черт, сети Первичного Я с Первичной точкой Я, различных тенденций, первичных эмоций. (См. рис. 1).
Продолжение во вложенном файле